Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии отчиталось о ревизии автозаправочных станций РФ за девять месяцев 2019 года. Ведомство проанализировало образцы бензина и дизеля на заправках и опубликовало список регионов с наибольшей долей некачественного топлива. Росстандарт в рамках информационного проекта «Топливо без обмана» представил «Карту качества топлива России», на которой визуализирована ситуация на рынке в субъектах в зависимости от фактов оборота суррогата и доли выявляемых нарушений за девять месяцев текущего года. Карту можно посмотреть здесь.
Больше всего фальсифицированного топлива обнаружено в 17 регионах РФ, а наихудшая ситуация по качеству моторного топлива зафиксирована в Сибирском федеральном округе. Здесь доля АЗС, на которых при проверках выявлены нарушения требований техрегламента физико-химических показателей, составила 20%.
Есть ряд регионов, где «превзошли» и эти цифры. Долю свыше 20% контрафактного топлива обнаружили на АЗС в Республиках Крым, Дагестан, Чечня, Алтай, Хакасия, Тыва, во Владимирской, Рязанской, Костромской, Свердловской, Курганской, Томской, Новосибирской, Сахалинской и Еврейской автономной областях.
Карта с сайта sibmtu.ru.
Представляя карту, замначальника управления госнадзора Росстандарта Оксана Бородина пояснила, что комплексная оценка качества топлива необходима территориальным управлениям Росстандарта и другим заинтересованным органам власти, чтобы организовать должный надзор. Как сообщает пресс-служба Росстандарта, в ведомстве пообещали обновлять данные карты дважды в год.
По данным Росстандарта, доля фальсифицированного топлива в масштабах страны с 2015 года упала более чем вдвое. Регулятор считает, что этого удалось достичь за счет одиннадцатикратного увеличения штрафов для нарушителей. При этом ведомство отмечает, что чаще всего на АЗС встречается контрафактное дизельное топливо — суррогатный дизель выявлен на каждой седьмой автозаправочной станции.
Напомним, что о проблеме некачественного топлива говорили весной этого года, на заседании Совета при губернаторе Новосибирской области по вопросам защиты прав потребителей, которое провел заместитель губернатора Сергей Семка. Об этом подробно рассказывал VN.RU.
«С 2018 года в Кодексе об административных нарушениях введен оборотный штраф за некачественное топливо, то есть за топливо, не соответствующее техрегламенту Таможенного союза, – сказала в ходе заседания президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская. - Эта мера была выдвинута законодателем как инструмент для снижения в обороте некачественного топлива. Но результаты, которые были достигнуты, судя по статистике, не сильно радуют. По тем данным, которые предоставлены СМТУ Росстандарта, за 2017 год проверено 15 АЗС – в пяти случаях установлены нарушения. За 2018 год проверено 13 АЗС – в пятислучаях установлены нарушения. Можно ли говорить, что оборотный штраф достиг своей цели и является эффективной мерой, направленной на снижение «серого» оборота топлива? Очевидно, что нет».
Напомним, что на сессии «Топливного класса» в феврале 2019 года в Новосибирске эксперты отрасли выражали надежду на решение проблемы – контроль Росстандарта должен стать внезапным, а акции общественников – юридически грамотными. Однако шанс нарваться на контрафактную «бодягу» вместо качественного топлива на АЗС Новосибирской области остается по-прежнему высоким. Точечные проверки Росстандарта и акции общественников ситуацию не меняют.