– Владислав Геннадьевич, когда в России впервые начали переписывать население?
– Переписи населения в нашей стране имеют длинную историю. Еще во времена образования Российского централизованного государства стали заводить «писцовые книги», которые описывали имущественное положение служилых людей.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи прошла в 1897 году. Потом традиция переписей населения продолжилась в советское время. Всего с 1920 по 1989 годы было проведено восемь таких переписей. В современной России переписей населения было две – в 2002 и в 2010 году. Каждая перепись населения – это бесценный источник информации для историков.
– Можно ли по переписям посмотреть, как менялось население Новосибирской области за последние 70 лет?
– Конечно. Возьмем, к примеру, перепись 1959 года. Преобладали на территории нашей области русские люди – чуть больше двух миллионов человек. На втором месте с большим отрывом шли немцы – 79 тысяч человек, затем украинцы (62 тысячи), татары (25 тысяч), казахи (13 тысяч), евреи (12 тысяч) и белорусы (11 тысяч).
А вот перед нами перепись 2010 года. На первом месте по-прежнему русские (2,3 миллиона), потом идут немцы, но их стало в два с лишним раза меньше (31 тысяча), число украинцев сократилось в три раза (22 тысячи), а татар осталось столько же (24 тысячи).
Представителей каких-то национальностей в Новосибирске и области, наоборот, становится больше. Так, количество азербайджанцев с 1959 по 2010 годы увеличилось с 234 человек до 8 тысяч, узбеков – с 299 человек до 12 тысяч, армян – с 608 до 9,5 тысяч.
Киргизов и таджиков в переписи 1959 года не было ни одного, а в 2010 году их стало 6,5 тысяч и 10 тысяч человек соответственно.
На изменение национального состава региона влияют разные процессы. Происходят миграции населения: принудительные – как в случае с немцами, и вынужденные – как с некоторыми другими народами. Население ассимилируется, создаются смешанные по национальному составу семьи, в которых дети записывают себя в национальность одного из родителей.
– А есть ли в Новосибирской области народы, численность которых составляет всего несколько сотен человек?
– Да, и таких народов у нас достаточно много. Это молдаване (956 человек по последней переписи), башкиры (942 человека), эстонцы (891 человек), поляки (816 человек), турки (802 человека), ингуши (751 человек), удмурты (645 человек) и якуты (629 человек). В нашей области они, кроме удмуртов и ингушей, появились между переписями 1970 и 1989 годов.
Со времени последней переписи прошло уже более десяти лет, наверняка произошли определенные изменения. Но пока по текущей статистике трудно сказать, сколько и какие народы проживают в нашей области в данный момент. Зачастую во время переписи люди не желают «рассекречивать свои корни». Так, в Новосибирской области есть незначительное количество финнов и греков, но в последней переписи они попали в число тех 125 тысяч человек, которые не указали свою национальность. Будем надеяться, что предстоящая перепись даст какие-то новые данные, которые покажут, какие процессы в национальной сфере происходят в нашей области.
– У нас холодные и продолжительные зимы, а раньше в Сибирь вообще отправляли в ссылку. По каким причинам люди переезжают в Новосибирск?
– На эти процессы в основном влияют экономические и политические кризисы, войны. Если мы говорим, например, о башкирах или удмуртах, то они активно начали переселяться в Сибирь еще во второй половине XIX века. Их привлекали сюда свободные земли. Поляки же, напротив, были сосланы в Сибирь. Турки у нас появились в годы перестройки – тогда отношения между СССР и Турцией стали меняться в лучшую сторону.
Ингуши приехали в нашу область в 1990-е годы, спасаясь от массовой безработицы у себя на родине. Якуты к нам приезжают учиться и работать, некоторые здесь и остаются. Причины, как видите, разные.
Если говорить о местах проживания, то основная масса представителей этих народов живет и работает в городах. Компактных сельских поселений представители этих народов не создали. Конечно, для некоторых климат Новосибирской области может показаться не совсем комфортным, но адаптация происходит довольно быстро. В Новосибирске немало студентов из Африки и Индии, зимой они надевают валенки и шапки-ушанки и вполне счастливы.
– Становится ли Новосибирск родиной для турок, удмуртов, представителей других народностей или они стараются жить обособленно?
– Процессы ассимиляции, конечно, происходят: для Новосибирской области не редкость – смешанные браки. Правда, чаще решение создать семью принимают представители народов, достаточно близких друг к другу. Смешанные браки с представителями далеких народов не так часты.
Но если говорить о культурной ассимиляции, то даже в такой консервативной сфере, как питание, живущие в нашей области народы охотно заимствуют друг у друга блюда национальной кухни. Яркий пример – плов. Это уже не только блюдо народов из Средней Азии или Закавказья, но и вполне привычная еда для сибирских татар. Борщ считается блюдом не только украинской кухни, но и русской. Грузинские и бурятские рестораны и кафе, в которых готовят хинкали или буузы, охотно посещают представители разных народов.
Праздники тоже становятся общими. Сходите на Навруз – и вы там увидите русских не меньше, чем, например, таджиков или казахов. А в грузинском народном ансамбле «Имеди», ставшем визитной карточкой грузин в нашей области, танцуют также русские и украинцы.
– Существуют ли у представителей народов, о которых мы говорим сегодня, свои диаспоры?
– В Новосибирской области есть национально-культурные центры и автономии удмуртов, якутян, поляков, ингушей и башкир. Они участвуют в различных мероприятиях, которые организуют и проводят Новосибирский городской межнациональный центр и Дом национальных культур имени Геннадия Заволокина. Они регулярно организуют выставки национального костюма, национальные праздники, фестивали.
Фото предоставлено Владиславом Кокоулиным
Община якутян часто выступает в Доме ученых Академгородка. Ее руководитель – ветеран атомной промышленности Иоган Егоров – часто выступает с лекциями, пишет книги и вместе со студентами-якутами рассказывает о якутской национальной культуре.
Прекрасно, что на территории нашей области проживает много народов, и они стараются не только сохранить свою национальную культуру, но и поделиться ею со всеми жителями нашей области.