Впрочем, проблемы с начислениями за ЖКУ не регионального, а общероссийского масштаба: значительная часть платежей, которые поступают от граждан, задерживается по вине управляющих организаций. Исправить ситуацию решили на федеральном уровне, с помощью нового законопроекта. Суть грядущих новаций в том, что управляющие компании будут отстранены от сбора с населения денег за услуги ЖКХ и средства начнут поступать ресурсоснабжающим организациям напрямую. Поможет ли это?
«Пенсионерка пришла и плачет»
— В 2017 году решили запросить платежки за предыдущие годы, — рассказывает о своей проблеме Екатерина Михайловна из Новосибирска, — и, когда получили их, увидели, что с оплатой за отопление за 2014 год все непонятно. Если рассчитать по формуле, получается, что переплата составляет свыше 5 700 рублей. Чтобы разобраться в цифрах, Екатерина Михайловна обратилась в комитет «Пенсионеры — за достойную жизнь». Аудиторская проверка показала, что в УК уже частично сделали перерасчет, но переплаченная сумма все равно очень велика: свыше трех тысяч рублей. Проконсультировавшись у специалистов, пенсионерка отправила в управляющую компанию запрос о том, вернут ли ей оставшееся. Ждет ответа. Специалисты комитета дают ей советы и помогают держать ситуацию на контроле. Как пояснили в комитете «Пенсионеры — за достойную жизнь», этот случай не единичный. Процедура проверки, которую проводят здесь, в общественной приемной, бесплатная, заверила представитель организации Наталья Дмитриева. С пожилыми гражданами работают люди, которые считают, что пенсионерам надо помогать. Трудятся по графику — кто-то пару часов, а кто-то дольше. Впрочем, в комитет обращаются не только пенсионеры — возрастных ограничений для посетителей здесь нет. По словам Натальи Витальевны, многие приходят затем, чтобы «просто поговорить», и далеко не все приносят документы, необходимые для аудита. Однако практически у каждого, кто эти документы все-таки показал, в начислениях обнаружены недочеты. — Бывает — сорок рублей, бывает — четыреста, девятьсот, четыре тысячи. В каждом случае по-разному, — комментирует Наталья Дмитриева. — И восприятие у каждого человека разное. Кто-то из-за ста рублей не пойдет разбираться, а для кого-то и это деньги. Недавно, например, пенсионерка пришла. Ей на пятнадцать рублей повысили цифру в платежке, она сидит и плачет. Аудиторская проверка занимает два-три дня. В итоге потребитель получает на руки информацию, где высказано мнение о достоверности, частичной достоверности или недостоверности начислений. Все ошибки и недочеты, найденные в платежном документе, подробно описываются. Выдаются рекомендации, как их исправить. По словам Натальи Дмитриевой, некоторые граждане после аудита уже обратились в суд, чтобы отстоять свои права и вернуть переплаченные деньги.
Слабое звено исключат
Почему ошибок в расчетах так много? Как с этим бороться? — Управляющие компании ошибаются, когда неправильно распределяют нагрузку между жилой частью помещения и нежилой, когда идет подготовка горячего водоснабжения на домах и так далее, — поясняет Евгений Пономарёв, руководитель Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ). — Здесь есть элемент некомпетентности, несвоевременности проведенных работ, влияние человеческого фактора. В последние годы появились компьютерные программы — «Прогматик» и другие, которые снимают вопрос, связанный с неточностью в начислениях. Но ряд компаний работают по своим программам. По этим компаниям — основное количество ошибок и нарушений. Инспекция начинает проверку, устанавливает факт ошибки, и в 90 процентах случаев управляющие компании делают перерасчеты. В 2018 году мы планируем провести обучающий семинар для расчетных групп, чтобы пообщаться, как говорится, глаза в глаза, донести информацию. Если и после этого негативная тенденция сохранится, впору будет говорить о нарушениях законодательства, умышленных действиях. Пока я их не вижу в системе. Чтобы платежи за ЖКУ не задерживались в управляющих компаниях, Минстрой России разработал законопроект, который выведет их из цепочки оплаты. То есть УК будут получать деньги только за управление. Об этом сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис во время ноябрьского визита в Новосибирскую область. — В силу закона деньги будут идти автоматом ресурсоснабжающей организации, у нее появится право работать со своими должниками, — рассказал замминистра. — Эта позиция выгодна прежде всего потребителю — не будет ситуации, когда он заплатил управляющей компании, а деньги до котельной не дошли, и там отключили газ. Добросовестным управляющим компаниям это тоже выгодно, потому что они снимают с себя лишнее бремя по долгам ресурсоснабжающим организациям. Этот подход сегодня одобрен и Председателем Правительства Российской Федерации, и субъектами Российской Федерации, и парламентариями. Законопроект дорабатывается, вносятся точечные правки по замечаниям наших коллег из государственного правового управления, в ближайшее время он поступит в Госдуму. По мнению Евгения Пономарёва, когда новый закон вступит в силу, ряд компаний, работающих на прокрутке денег, возможно, покинут рынок. По прогнозам, таковых будет процентов пять или десять от общего числа. Впрочем, прямые платежи введены в Новосибирске уже сегодня — собирать деньги на свои счета, чтобы потом перечислять их ресурсоснабжающим организациям, продолжают считаные компании. Поэтому, на взгляд начальника ГЖИ, рынку должны помочь прямые договоры: УК перестанут быть посредниками между производителем коммунальной услуги и потребителем, а ресурсоснабжающие организации будут отвечать за качество и количество ресурса.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей ЧИБИС, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ:
— Цель законопроекта простая — сделать так, чтобы деньги шли быстро, автоматом, напрямую ресурсоснабжающим организациям. Это повысит платежную дисциплину, снизит объем долга. А самое главное — те управляющие компании, которые пришли управлять не домами, а чужими деньгами, перестанут держаться за дома. Рынок откроется для современных компаний, которых становится все больше и больше. Мы как потребители только выиграем: будем выбирать того, кто нам оказывает качественные услуги, дополнительный сервис, нормально разговаривает, слышит нас. Вот логика нового закона, который очистит рынок управляющих компаний от жулья.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №46 от 15 ноября 2017 года