Но молодой человек не только смог получить высшее образование, но и решил создать автоматический онлайн-переводчик с русского жестового языка, чтобы расширить возможности глухих людей. Он рассказал «ВН» о своем проекте.
— Алексей, как вы общаетесь? И почему вы задумались о том, чтобы создать проект в сфере искусственного интеллекта?
— Я использую жестовый язык, но хочу создать автоматический онлайн-переводчик с русского жестового языка, чтобы расширить возможности глухих людей. Варианты таких разработок есть, но они мало справляются со сверхсложной задачей. Для меня это как очередной вызов. Еще в школе я увлекался математикой, участвовал в конкурсах, олимпиадах. Параллельно занимался спортом и стал многократным чемпионом по волейболу. В 2009 году в составе сборной России по пляжному волейболу участвовал в XXI Летних сурдлимпийских играх в Тайване. Затем окончил колледж и поступил в университет. И если учеба в колледже и бакалавриате была обеспечена переводом на жестовый язык, то в магистратуре переводчика не было. Приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чтобы не отставать от слышащих магистрантов. Потом я узнал о стипендиальной программе Владимира Потанина, принял участие в стипендиальном конкурсе и... проиграл. В следующем году я снова участвовал в отборе. И не только смог стать стипендиатом, но еще и вошел в состав команды, победившей в конкурсе социально значимых проектов Школы фонда.
— Как удалось убедить распорядителей фонда, что ваш проект нужен?
— Я попал в очный тур. Выполнил все конкурсные задания. Особенно понравилась игра «в лифте» с экспертом Евгением Мачневым. Евгений играл роль инвестора, имитировалась ситуация, как будто мы с ним оказались в лифте, и я за минуту должен рассказать суть своего проекта. Я сказал: «Я глухой, но у меня реально есть мобильное приложение по распознаванию речи и переложению ее в текст и текста в речь. С помощью этой технологии я могу помочь миллионам глухих в мире быть услышанными. Если вы меня поддержите, я вам это обещаю». Я видел, что Евгений удивился. Но, если честно, я не ожидал, что выиграю крутую стипендию Владимира Потанина. Когда увидел свое имя в списках победителей, это было вау! Это реально вдохновило меня. Поэтому сейчас я ищу инвестора и упорно работаю над программой, которая сможет озвучивать жестовый язык в режиме онлайн. Вообще, стипендиальная программа — это не только деньги, но и такое благо, как друзья и знания.
— С проектом «Математика в тишине» вы выиграли в Школе фонда. В чем заключалась его суть?
— Проект был направлен на подготовку глухих абитуриентов к успешной сдаче ЕГЭ по математике с использованием интерактивного онлайн-курса. Школьники с нарушениями слуха ограничены в выборе специальностей из-за нехватки базовых школьных знаний. Существующие интернет-курсы не адаптированы к использованию глухими: видеотренинги, конференции, скайп-консультации не сопровождаются переводом на жестовый язык, а текстовые подготовительные курсы неудобны, поскольку письменный русский язык — второй и, по сути, иностранный язык для глухих людей. Проект «Математика в тишине» интересен тем, что в состав его разработчиков вошли представители пяти вузов, в числе которых, помимо НГТУ, Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Тульский госуниверситет, Курский Юго-Западный государственный университет. Реализация проекта шла довольно трудно. У меня была роль эксперта по русскому жестовому языку по математике, я оценивал онлайн-курс на стадии разработки. Довольно тяжело приходилось разбираться с математическими терминами для перевода на жесты. Но в результате мы создали бесплатную платформу на сайте ТУСУР. Я рекомендую наш курс по математике всем, кто в этом нуждается.
Как воспользоваться интерактивным тренажером по темам ЕГЭ?
1. Зарегистрируйтесь на курс «Математика в тишине».
2. Выберите интересующую тему. К примеру, «Дроби, степени, проценты».
3. Начните тестирование.
4. При ошибке тренажер не выдает стандартное «неправильно», а фиксирует каждую ошибку и выводит соответствующую подсказку, что имитирует общение ученика и преподавателя.
5. Все этапы заданий, обучающие и мотивирующие ролики сопровождаются видеопояснениями на русском жестовом языке.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №42 от 18 октября 2019 года.