Ночью 19 октября реактивный фронтовой бомбардировщик Су-24 доставили с территории Чкаловского завода в сквер между 1 и 3 корпусами НГТУ НЭТИ на улице Геодезической. Бетонный постамент для боевой машины закончили строить несколько дней назад.
Операция по перевозке началась в полночь от проходной Чкаловского завода. Самолет длиной 22 метра перевозили на специальном трейлере. Длина автопоезда составила 30 метров. Для безопасности самолет разобрали на фюзеляж, хвостовую часть и крылья.
Маршрут автопоезда прошел в сопровождении экипажей ГИБДД по проспекту Дзержинского, Гусинобродскому шоссе, улицам Волочаевская, Никитина, Кирова, Гурьевская, Зыряновская. Затем трейлер свернул на Октябрьский мост, и через Немировича-Данченко финишировал на улице Геодезическая.
«Это уникальная операция, в Новосибирске никогда еще не перевозили большой боевой самолет по автомобильным дорогам. Операция проходит ночью, чтобы не создавать пробки в городе, - говорит президент Ассоциации выпускников вуза Владимир Пономарев. - Это сложный технический объект, в создании которого участвовали выпускники НГТУ НЭТИ разных лет — в 1960—70—80-е годы, поэтому он воплощает всю суть подготовки инженерных специалистов в нашем вузе».
Средства на масштабную транспортировку огромной боевой машины и ее установку выделены Региональной общественной организации «Ассоциация выпускников НЭТИ-НГТУ». Самолет же передан вузу на безвозмездной основе, по словам Владимира Пономарева, финансовая сторона вопроса легла на плечи спонсоров.
Уже сегодня, 19 октября, части самолета начнут собирать и монтировать прямо на месте. Самолет торжественно водрузят на бетонный постамент 26 октября. Как рассказал пресс-секретарь НГТУ НЭТИ Юрий Лобанов, планируется, что постамент с Су-24 станет центром будущего Сквера авиастроителей.
Су-24 - российский фронтовой ударный самолет с крылом подвижной стреловидности, задача которого - нанесение бомбово-ракетных ударов в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Масса пустого самолета – 21,2 тонны.
Штурмовик приняли на вооружение в феврале 1975 года и не раз модернизировали. Его производили в 70-х годах на Чкаловском заводе в Новосибирске. За способность нанесения ядерного удара в НАТО его прозвали ядерным «фехтовальщиком».
Всего было выпущено 1400 машин, на вооружении ВКС РФ до сих пор стоит более 150 модернизированных машин этого типа, еще около 100 самолетов стоит на вооружении в армиях зарубежных стран.