О преимуществах назначения сити-менеджера в Новосибирске рассказали эксперты-политологи

Фото Андрея Заржецкого
Сбои и регулярно возникающие проблемы в управлении городским хозяйством Новосибирска, которые еще отчетливей проявились в минувшем году, стали причиной дискуссии о выборах градоначальника. Новосибирцы жалуются, что реальных улучшений в городе нет, а чиновники мэрии регулярно обвиняются в превышении должностных полномочий.

Политологи называют ряд явных преимуществ при назначении сити-менеджера. Например, это возможность его отстранения от должности в любой день, если вдруг случится техногенная авария, улицы завалит снегом или обнаружатся нарушения каких-нибудь предписаний. Плюсом введения должности городского управляющего можно считать отсутствие у него представительских функций и вообще политических амбиций: он чистый хозяйственник. Сити-менеджер действует строго в рамках своего контракта, он сосредоточен на конкретике, и у него по этой причине не должно быть конфликтов с губернатором и федеральными властями. Стоит отметить и экономию средств на выборах: ни тебе штабов, ни команд политологов, ни агиткампаний.

© Фото VN.ru.
Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и множестве других городов. Прямые выборы мэров, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, остались в Хабаровске, Абакане, Улан-Удэ, Якутске, Анадыре и Новосибирске. Их отмена по мнению политологов может произойти уже в текущем году. Момент для отмены выборов мэра в Новосибирске удачен и по той причине, что Анатолий Евгеньевич Локоть отработал, как мог, на высоком посту два срока, ему уже 64 года. Дела в городе с уборкой улиц, общественным транспортом, строительством метро и других объектов, мягко говоря, не слишком великолепны. Могло быть и лучше. Особых массовых протестов новосибирцев из-за изменения модели выборов мэра вроде бы не предвидится. Дискуссии на эту тему продолжаются.
© Фото VN.ru.
— С интересом слежу за ситуацией в Новосибирске, где коллеги из областной Общественной палаты инициировали публичное обсуждение вопроса о целесообразности изменения процедуры избрания главы города, — говорит известный политолог, член Общественной палаты РФ Александр Малькевич. — Общественники предлагают перейти от модели прямого избрания градоначальника к конкурсной. То есть, по сути, хотят соответствовать общефедеральному тренду, когда вся система выборов приводится к общему в стране знаменателю с целью оптимизации местного самоуправления и повышения управляемости территорией. Считаю, что политическим игрокам следует разделять эти процессы и не пытаться натягивать сову на глобус. Александр Малькевич отмечает, что Новосибирск — это крупный мегаполис с миллионным населением, столица Сибири. — В дискуссиях за сохранность прямых выборов глав городов сторонники этой модели забывают, что для федерального центра и лично президента по большому счету не важно, как избирается местный мэр и даже как его зовут. У них есть одно ответственное лицо за социально-экономическую ситуацию — это губернатор. С него и спрос. А теперь давайте представим, что мэром избирается случайный политик, неспособный эффективно управлять миллионным городом. Что в этом случае делать губернатору? Ждать пять лет, пока закончатся мэрские полномочия? Считаю, что сохранение старой выборной системы абсолютно нецелесообразно и затормозит развитие такого крупного областного центра, как Новосибирск» — резюмирует эксперт. Коллега Александра Малькевича — политолог Алина Жестовская — обратила внимание, что избрание мэра по конкурсу повышает ответственность губернатора за происходящее не только в области, но и в городе. Это, по ее мнению, правильно: «Должно быть одно ответственное лицо, тогда нет управленческой борьбы, которая становится смыслом существования отдельно взятого чиновника. Ведь когда мэр долгие годы списывает свои неудачи на то, что он находится в оппозиции к губернатору, это неправильно». По словам Жестовской, опыт прямых выборов последних лет показывает, что победа несогласованных кандидатов, как правило, оборачивается разочарованием.
© Фото VN.ru.
Выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления, считает доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов. Глава муниципального образования в Новосибирске осуществляет хозяйственно-распорядительные функции, поделился своим мнением с читателями портала Сибкрай.ru социолог. В отмене процедуры прямых выборов для самих новосибирцев он видит и ряд других преимуществ. В частности, усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного сити-менеджера, который в любой момент может быть отправлен в отставку. — А городской совет — это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей, — говорит Константин Антонов. Социолог предположил, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в 2023 году.
© Фото VN.ru.
Добавим, что с 1904 года по нынешний день Новониколаевском-Новосибирском последовательно управляли 47 градоначальников. Их называли по-разному: городской староста, городской голова, председатель исполкома, председатель совета, председатель ревкома, председатель губревкома, председатель окрисполкома горсовета и так далее. На высокий пост они попадали разными способами, занимали его неодинаковое время. С 1936 по 1991 год градоначальник назывался председателем горисполкома. Самым популярным и эффективным руководителем этого периода называют Ивана Павловича Севастьянова, он работал председателем горисполкома в течение двадцати лет, с 1963 по 1983. Последним по времени председателем горисполкома трудился Олег Иванович Семченко в 1990-1991 году. Затем градоначальника назвали мэром, и первым мэром Новосибирска стал Иван Иванович Индинок. Старшее поколение, вероятно, помнит, что в советскую эпоху все кадровые вопросы решались при участии партийных органов. Кандидатуры руководящих работников, директоров, ответственных сотрудников учреждений утверждались в горкоме КПСС, поскольку почти все они поголовно были членами партии. Существовал так называемый номенклатурный список, и кандидатура градоначальника естественным образом в него входила. Председателя горисполкома вначале утверждали в горкоме, а уж затем выносили обсуждение его личности на сессию.