Новый вид спама появился в России и приобретает все большую популярность. Злоумышленники придумали, как побудить абонентов перезванивать и получать рекламные сообщения. По данным исследования аналитической компании Telecom Daily, с новым видом спама уже столкнулись 65 % россиян. ФАС и опрошенные «Известиями» юристы считают, что действующее законодательство не запрещает данный вид спама.
Злоумышленники программируют автоматическую систему, она набирает номера телефонов, а потом обрывает вызов после первого звонка. В результате у гражданина на мобильнике высвечивается пропущенный вызов с незнакомого номера. Если он перезвонит по этому номеру, на том конце автоматизированная система озвучит рекламное объявление.
Представители Telecom Daily опросили более 3000 россиян. Выяснилось, что 65 % опрошенных сталкивались с подобным видом спама, причем за последние полгода количество рекламных сообщений подобного рода выросло на 50 %.
По информации сотовых операторов, провокации с целью заставить человека перезвонить впервые появились в Японии. Они получили название Wangiri. В некоторых вариантах этой схемы человек перезванивал на платный номер — и с его счета списывали деньги. Сейчас в России чаще всего просто зачитывают рекламу.
— О подобной разновидности Wangiri мы знаем, — рассказала официальный представитель «МегаФон» Юлия Дорохина. — Первоначально схему использовали в мошеннических целях. В этом году мошенники особенно активно используют эту схему в целях рекламы различных услуг — юридических, медицинских и т. д.
Юлия Дорохина отметила, что в борьбе со спамом ее компания руководствуется законом «О рекламе». Если абоненты жалуются и сообщают, что не давали согласия на получение рекламы, «МегаФон» имеет право заблокировать номер спамера в связи с нарушением законодательства РФ.
— Когда абонентов подобным образом вынуждают совершать международные звонки, мы на основании жалоб абонентов вносим номера в черные списки. Но в случае с международкой это именно фрод, направленный на то, чтобы абонент совершил звонок на дорогостоящее направление, — отметила официальный представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. — А в указанной ситуации это, видимо, локальные звонки с целью рекламы.
Официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что оператор не получал массовых обращений по этой теме.
По закону «О рекламе» не допускается ее распространение по сетям электросвязи, в том числе телефонной, без предварительного согласия абонента. Ответственность за это нарушение несет распространитель рекламы.
— Если гражданин сам обращается за получением информации, в том числе звонит по телефону, то необоснованно утверждение, что такая информация является рекламой и что она навязывается гражданину без его желания, — отметили в пресс-службе ФАС.
Замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет по правовым вопросам Сергей Копылов также отметил, что «однозвонковый» спам формально не нарушает законодательство.
— Обычно деловые люди стараются перезвонить, — пояснил Сергей Копылов. — У них есть такая привычка. Выходит, что абонент перезванивает по собственной инициативе. С точки зрения закона докопаться сложно, привлечь к ответственности не за что. Спамеры побуждают абонентов самостоятельно позвонить им.
Секретарь временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов рассказал, что если проблема с противодействием подобному виду рассылок рекламных сообщений станет массовой, то комиссия готова начать обсуждение этой темы.
— В новой рекламной схеме есть много вопросов, на которые необходимо получить ответы от операторов связи, — отметил Александр Шепилов. — После этого можно искать пути решения проблемы.
По мнению Сергея Копылова, для начала борьбы с новым способом спама нужно, чтобы ФАС (профильное ведомство по исполнению закона «О рекламе») возбудила хоть одно дело по похожему случаю или выпустила соответствующие разъяснения по этому закону.
Материал опубликован в газете «Известия» 15 августа 2017 года