Колледж транспортных технологий с гордостью носит имя Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Николая Александровича Лунина, автора метода, позволившего повысить качество ремонта и сократить сроки ремонтного простоя локомотивов. В годы войны наш знаменитый земляк водил рекордные по весу эшелоны.

Самый именитый выпускник – Николай Александрович Лунин. Герой Социалистического Труда, дважды почетный железнодорожник, «Гражданин ХХ века Новосибирской области»

О том, чем живет сегодня колледж, и о многом другом читателям «Советской Сибири» рассказывает директор Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина Мария Кирсанова.
Учить молодых и взрослых
— Мария Владимировна, чем встречает колледж свой 100-летний юбилей?— Действительно, мы первые среди учреждений среднего профессионального образования открываем череду празднования вековых юбилеев, следующим за нами идет Новосибирский колледж печати и информационных технологий. Думаю, можно без преувеличения сказать, что наш колледж рос и развивался вместе с Новосибирском, ведь и наш город тоже обязан своим существованием самой длинной железной дороге — Транссибирской магистрали.

Мы постоянно работаем над укреплением материально-технической базы нашего колледжа — приобретаем современные компьютеры, проекторы, интерактивные доски. Недавно дооборудовали учебный полигон для подготовки бригадиров-путейцев. В соседних регионах, где готовят таких специалистов, насколько нам известно, подобного полигона точно нет. Всего у нас три учебных полигона в Новосибирске и один в Барабинске. При помощи нашего главного работодателя — Западно-Сибирской железной дороги — доукомплектовали учебный вагон, в котором мы обучаем практическим навыкам проводников и слесарей-ремонтников.
Голубая мечта директора
— Как сегодня готовят железнодорожников?— Все наши учебные классы и лаборатории оснащены согласно существующим стандартам. Помощники машинистов, например, обучаются на специальных компьютерных тренажерах. Они у нас есть разные: например, тренажер, имитирующий электровоз «Синара», тепловоз, электропоезд, или — в просторечии — электричку. Есть стенд-тренажер «Тормозная система локомотива». Это я говорю про Новосибирск. В Барабинске тоже есть тренажеры. Сейчас работаем над тем, чтобы оснастить тренажерами наш Барабинский филиал. А вообще, моя голубая мечта, чтобы таких современных компьютерных тренажеров было не один-два на учебный класс, а у каждого студента. Я такое видела в университете железнодорожного транспорта в Южной Корее. Надеюсь, и у нас когда-нибудь так будет.

Теория и практика
— Существует мнение, что самые лучшие преподаватели — это практики. А как с этим обстоят дела в колледже транспортных технологий им. Н.А. Лунина?— Недавно появилось новое требование: теперь не менее четверти педагогов, преподающих специальные дисциплины, должны иметь опыт практической работы на железной дороге. Нам не пришлось прикладывать особых усилий, чтобы его выполнить, — и до этого одним из наших главных критериев при подборе преподавателей был реальный опыт.
Лучшие наши педагоги, например Юрий Васильевич Романко, Владимир Петрович Колокин, обладают им в полной мере. Студенты их очень любят и уважают. Так, Юрий Васильевич, например, отработал на железной дороге четверть века, прошел путь от слесаря по ремонту подвижного состава до начальника ПТО. Владимир Петрович работал на ЗСЖД сначала помощником машиниста, а потом машинистом локомотива. Есть и другие примеры. Скажу больше: сегодня сотрудники железной дороги преподают у нас без отрыва от производства. Получать реальные практические знания — в наше время это очень ценно.
И хочу отметить, что такой подход приносит свои плоды. Многие наши выпускники сегодня занимают высокие посты в различных подразделениях железной дороги, имеют государственные награды, почетные звания, благодарности руководства Западно-Сибирской железной дороги и лично начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Валерьевича Грицая. Это важная оценка нашего труда, что не может не радовать.
Мужское воспитание
— Получается, что Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина — главная кузница кадров для Западно-Сибирской железной дороги?— Это именно так и есть. Приведу пример: сегодня 80 процентов электричек, которые курсируют по Новосибирской области, водят наши выпускники. Идешь по перрону, а тебя окликают по имени-отчеству. Очень приятно и трогательно. Но это лирика, а если серьезно, то, кроме Карасукского политехнического лицея, помощников машинистов локомотива у нас в регионе никто не готовит. И требования к подготовке очень высокие, наши преподаватели никогда не будут натягивать тройку нерадивому ученику. Поясню почему. Дело в том, что на железной дороге очень высокий входной контроль: чтобы устроиться по специальности, одного диплома мало, нужны реальные знания и умения.

— В сегодняшнее непростое время мало подготовить профессионала, не менее важно суметь воспитать порядочного человека, патриота своей страны. Легко ли это сделать?
— Очень нелегко. Но мы стараемся, и в этом помогают наши традиции, которые мы бережно храним, например обязательное ношение формы. Это подтягивает, дисциплинирует, настраивает на деловой лад. И кстати, форма очень нравится нашим студентам. Еще один важный момент — наши преподаватели общаются с ребятами как со взрослыми. Настоящее мужское воспитание. Железная дорога — это серьезно, и они это понимают.
Пользуясь случаем, я от всего сердца хочу поздравить весь коллектив, студентов и выпускников со 100-летним юбилеем нашего замечательного колледжа и пожелать им всегда быть оптимистами и достойно нести имя лунинцев!
НАСЛЕДНИКИ ГЕРОЯ
Можно долго рассуждать об успехах и достижениях образовательного учреждения, но, пожалуй, наиболее ярко говорят о них судьбы его выпускников. Многие из них сумели добиться настоящих высот в выбранной профессии, а кому-то это только предстоит, но объединяет всех одно — любовь и благодарность к тем, кто открыл им дорогу в жизнь.
— Я успешно отучился по классу слесаря по ремонту электровозов. Запас знаний, полученных в «лунинском» училище, стал для меня основой, на которую впоследствии накладывались все остальные пласты моих навыков и умений, — вспоминает Иван Камнев. — У нас был отличный преподавательский коллектив, способный привить нужные качества даже не очень грамотному человеку. А уж тех, кто обладал изначальным талантом к железнодорожному делу и большим желанием преуспеть в выбранной специальности, готовили просто по высшему разряду.
Машинист четвертой колонны новосибирского моторвагонного депо Андрей Мельников окончил колледж, который тогда еще назывался училищем, в 1989 году. По словам выпускника, учиться на помощника машиниста его не брали: аттестат был хороший, а вот по дисциплине стояла двойка.
— Мне объяснили, что локомотивщики — самая дисциплинированная категория работников на железной дороге, и предложили учиться на слесаря подвижного состава, — говорит Андрей Мельников. — После долгих уговоров руководство «лунинского» училища все же согласилось принять меня с условием — до первого замечания. За три года обучения я свое обещание сдержал и защитил диплом на отлично.

— Мне это очень помогло в жизни, я смог устроиться на работу именно туда, куда хотел, — рассказывает Андрей. — Вообще, годы обучения в колледже дали мне очень многое, и в первую очередь — глубокие знания по выбранной мной специальности, как теоретические, так и практические. У нас были прекрасные педагоги. Я уже год работаю помощником машиниста, через год буду учиться и сдавать экзамены на право управления локомотивом. Думаю, я правильно выбрал профессию.
Выпускник нынешнего года Данил Махнев тоже работает помощником машиниста — водит электровозы до Мариинска, Тайги, Барабинска, Черепанова. В 2021 году он также участвовал во всероссийском этапе чемпионата «Молодые профессионалы» и был награжден медальоном за профессионализм.
— Я очень благодарен моим педагогам и наставникам в колледже, особенно Борису Владимировичу Заеву, который преподавал у нас устройство и конструкцию локомотива, — говорит Данил. — Он очень многому меня научил и по профессии, и по жизни. Я до сих пор в сложных ситуациях советуюсь с Борисом Владимировичем, его опыт очень помогает мне в освоении профессии. Я не жалею, что стал железнодорожником, это мой путь.
Педагоги: профессионализм и творческий поиск
Чтобы подготовить настоящего профессионала-железнодорожника, нужно многое — оборудованные учебные классы, лаборатории и полигоны, компьютерные тренажеры, современные методики преподавания. Но все же главное слагаемое успеха — это педагогический коллектив, который сохраняет традиции и вместе с тем идет в ногу со временем.
— Благодаря целеустремленности, творческому поиску, высокому профессионализму мы неизменно добиваемся успехов в осуществлении самых смелых планов и идей, — подчеркивает Мария Кирсанова. Эту точку зрения поддерживают и другие члены педагогического коллектива.
— Желание работать в нашем колледже было и есть. За годы работы здесь я вместе с ребятами вырос, многое понял, осознал, научился терпению, — считает преподаватель НКТТ им. Н.А. Лунина Юрий Романко. — Работа заставила идти учиться дальше, закончить педагогический колледж, чтобы лучше взаимодействовать со студентами и дать те знания и умения, которые я освоил, отработав не один десяток лет на железной дороге.
По словам Юрия Романко, идеальный студент-лунинец сегодня должен обладать теоретическими знаниями, практическим опытом и достойно себя представлять на железных дорогах РФ, а самое главное, быть человеком с большой буквы.

Преподаватель истории Светлана Дробот отдала колледжу транспортных технологий им. Н.А. Лунина без малого тридцать лет. По ее глубокому убеждению, будущее колледжа — это преподаватели, мастера производственного обучения и кураторы учебных групп, которые умело сочетают информационные технологии и живое общение со студентами, умеют передавать свой опыт и знания, а также способствуют формированию гражданско-патриотических качеств у студентов.
— Да, бывает трудно, но работу люблю, и она приносит большое удовлетворение. Стараюсь вселить в студентов оптимизм, уверенность в себе, разглядеть их творческий потенциал и помочь его реализовать, — отмечает Светлана Дробот. — Администрация колледжа во главе с директором Марией Владимировной прилагает все усилия, чтобы он стал самым лучшим железнодорожным колледжем на полигоне Западно-Сибирской железной дороги.





