Новосибирск -1.4 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Решения

Новосибирск станет транспортным ядром Южной Сибири

Новосибирск станет транспортным ядром Южной Сибири
Главным направлением работы форумастало перспективное развитие транспортной отрасли. Фото Аркадия Уварова
Стыковка Нового шелкового пути и Транссиба, современные тренды развития транспортной отрасли, безопасные и качественные дороги, перспективы региона в качестве мультимодального транспортного узла — вот далеко не полный перечень тем, которые обсуждали участники VI Международного форума «Транспорт Сибири — 2017».

Новый шелковый путь — Сибирь

Если говорить в целом, то главным направлением работы форума в нынешнем году стало перспективное развитие транспортной отрасли. Причем речь шла не только о делах насущных, то есть о том, что и как именно предстоит сделать в ближайшие годы, но и о более отдаленной перспективе. Нынешний мир меняется стремительно, и от того, насколько наша страна и наш регион сумеют вписаться в мировую транспортную систему, напрямую зависит дальнейшее развитие.


— В этом году форум проходит в контексте двух основных событий, — сказал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. — Во-первых, это старт проекта Нового шелкового пути. Речь идет об участии в виде его сопряжения с Транссибирской железнодорожной магистралью. Соединение двух глобальных сухопутных путей позволит дублировать маршруты, и для нас важно, чтобы такая стыковка прошла через Новосибирск.

Как сообщил глава региона, в минувшем году была представлена к рассмотрению концепция стратегии пространственного развития Российской Федерации. В качестве одного из направлений предлагается содействие развитию городских агломераций и их систем как центров ускоренного экономического роста, концентрирующих современные ресурсы развития. Разумеется, никакая агломерация не способна развиваться, не имея транспортного каркаса и соответствующей инфраструктуры. И тут на первый план выходит приоритетный проект Министерства транспорта РФ «Безопасные и качественные дороги». В нашей области для его реализации разработана специальная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации.

ядро 1 (2).jpg
Еще одна важная задача, которая стоит сегодня перед транспортной отраслью региона, — повышение экономической эффективности перевозок. Как можно этого добиться? По мнению экспертов, существует несколько путей. Во-первых, внедрение энергосберегающих технологий, сокращение вредных выбросов в атмосферу. Во-вторых, необходимо так выстроить транспортные потоки, чтобы максимально задействовать энергосберегающие и экологически чистые виды транспорта. Иными словами, предстоит больше использовать железнодорожный и водный транспорт.

Мировые тренды

Сегодня в России формируются новые центры притяжения населения. Если раньше из депрессивных регионов люди обычно ехали в Москву, реже в Санкт-Петербург, то теперь они все чаще выбирают для жизни и работы Новосибирск. Таким образом, наш город постепенно становится центром всего Южно-Сибирского региона, который в перспективе будет включать в себя Кузбасскую, Томскую и Барнаульскую агломерации. В этой связи особенно важно формирование Новосибирской агломерации в качестве мультимодального транспортного узла. Все предпосылки к этому уже существуют, особенно если учесть один из проектов программы реиндустриализации экономики региона — проект Аэросити, транспортно-логистический узел на базе международного аэропорта Толмачёво. Удачное географическое расположение на пересечении воздушных, железнодорожных и автомобильных путей дает возможность отправлять грузы в направлении Дальнего Востока, Европейской России и Казахстана, а в перспективе — Китая и других стран Азии.
— Чтобы грамотно планировать развитие транспортной отрасли нашей страны, необходимо учитывать мировые тренды, — говорит заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. — Главными из них являются нарастание конкуренции между разными видами транспорта, которая в перспективе будет только усиливаться. Например, конкуренция между скоростными железнодорожными и авиационными перевозками, а также нарастание внутренней конкуренции.

Заместитель министра отметил, что при формировании проектов и программ следует ориентироваться на страны Евразийского экономического сообщества. Россия должна стать частью мировой транспортной системы.

— Новосибирский форум — востребованная площадка диалога представителей транспортной отрасли. У участников сложилось содержательное общение, удалось обсудить много вопросов по транспортному комплексу, — отметил Валерий Окулов.

Два часа до Барнаула

ОАО «РЖД» планирует открыть скоростное движение по маршруту Новосибирск — Барнаул.

Предполагается, что скоростной электропоезд будет преодолевать 220 километров пути за 1 час 45 минут. По расчетам разработчиков, стоимость этого проекта составит 85 миллиардов рублей.

Сегодня в стране полным ходом идет развитие агломераций. Население постепенно стягивается в определенные места, где наиболее комфортно жить. По мнению экспертов, в Южно-Сибирском урбанизированном районе, который включает Алтай, Кузбасс, Новосибирскую и Томскую области, проживает 4,9 миллиона человек.

— По прогнозам аналитиков, со временем угледобыча в Кузбассе будет снижаться, — рассказывает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. — Можно сказать, что это мировая тенденция — роль угольных регионов постепенно сходит на нет. Где будут работать люди, которые там живут?

Именно с этой целью ОАО «РЖД» планирует создание южносибирского скоростного полигона железнодорожного сообщения. Первый его этап — маршрут Новосибирск — Барнаул. По словам Владимира Косого, новую железную дорогу строить не будут, модернизируют ту, что есть. Разработка бизнес-плана и паспорта проекта запланирована на нынешний год. Останавливаться электропоезд будет только на узловых станциях — это Краснообск, Бердск, Искитим, Черепаново, Тальменка, Новоалтайск. Разработчики проекта планируют, что уже на второй год эксплуатации скоростной железной дороги пассажиропоток составит 2 миллиона 600 тысяч человек в год.

— Проект имеет хорошую перспективу, — отмечает Владимир Косой. — Сегодня встает вопрос о создании грузопассажирского транспортного коридора между Китаем и Западной Европой. Мы ждем поддержки властей в этом важнейшем вопросе.

ядро 1.jpg

Воздушный Шелковый путь

Грузовые авиаперевозки из Юго-Восточной Азии в Европу становятся все более востре­бованными. Аэропорт Толмачёво должен стать крупнейшим транспортным узлом страны, откуда будут летать прямые рейсы и до Кейптауна, и до Колпашево.

— Сегодня мы приступаем к работам по организации хаба, — говорит генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачёво» Евгений Янкилевич.

По его словам, воздушный Шелковый путь уже существует. Еженедельно сотни тяжелых грузовых «Боингов», совершающие рейсы по маршруту Шанхай — Франкфурт, садятся в Толмачево на дозаправку. Со временем их количество должно вырасти в разы. Воздушный Шелковый путь из Китая в Европу набирает популярность потому, что морем везти грузы по этому маршруту надо 36 дней, по железной дороге — 16–18 дней, а самолетом — всего лишь 13 часов. Растет и пассажиропоток, причем все большую часть в нем занимают транзитные пассажиры. И поскольку в последнее время возникла тенденция развития региональных аэропортов, скоро из Магадана в Прагу будут летать не через Москву, как сейчас, а через Новосибирск.

Свой вариант теплее

Трамвай новосибирско-белорусского производства представили на выставке TransSiberia.

«Выглядит красиво, но интересно, в какую сумму обошлась доставка трамвая до выставочного комплекса?» — именно так отвечали посетители выставки на вопрос корреспондента VN.RU о впечатлениях от совместного творчества новосибирско-белорусского предприятия ООО «БКМ Сибирь».

Дело в том, что завсегдатаи выставки привыкли видеть на этом месте традиционно экспонируемый троллейбус с увеличенной дальностью автономного хода на литийионных аккумуляторах. Сам факт появления трамвая в выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр», расположенном вдалеке от трамвайных линий, вызвал удивление.

ядро 1 (1).jpg
Представители соседних регионов, в частности Омска, уже проявляют интерес к нашей продукции. Сейчас компания ожидает поступление еще двух кузовов первой комплектности из Белоруссии. Затраты на модернизацию вагона составляют около 70 процентов от стоимости нового. Срок службы трамвая — не менее 14 лет, вместимость — 159 пассажиров, мест для сидения — 29. Доля низкого пола составляет 35 процентов. И еще один очень важный для Сибири параметр: увеличена мощность отопления салона. Для маломобильных пассажиров и пассажиров с детскими колясками установлена аппарель (специализированная площадка, которая предназначена для подъема и спуска грузов различного типа).

Технология модернизации трамваев в Новосибирске разработана в 2004 году. За период с 2004 по 2009 год обновлено 27 вагонов. С 2011 по 2013 год модернизировано десять вагонов с заменой кузова.

Город старается обновить трамвайный парк, так как 140 трамвайных вагонов изношено более чем на 80 процентов. Совместное новосибирско-белорусское предприятие было создано в декабре 2016 года. Мэрия подписала договор с «Белкоммунмашем» о производстве трамваев на базе муниципального предприятия «Горэлектротранспорт». Некоторые представители депутатского корпуса отнеслись к идее модернизации трамвайного парка неоднозначно. В частности, в марте этого года глава комиссии по городскому хозяйству горсовета Игорь Кудин сказал, что такое предприятие сможет эффективно работать только после нормализации ситуации в самом «Гор­электротранспорте», который имеет большую кредиторскую задолженность.

КОММЕНТАРИИ

Максим Соколов, министр транспорта России:

— Новосибирский форум включил в себя широкий спектр конференций, круглых столов и дискуссионных площадок, посвященных вопросам развития и функционирования всех видов транспорта, а также вопросам безопасности в транспортной сфере. Полагаю, что в следующем году нам необходимо будет изменить формат проведения форума. Дискуссионных площадок, на которых можно будет обсудить наиболее острые, актуальные вопросы развития транспортной сферы, должно стать больше. Сегодня мы услышали много интересных предложений, которые, думаю, стоит поддержать. К примеру, я буду поддерживать предложение снизить НДС до нуля процентов на перевозки, не связанные с московским транспортным узлом. Желаю форуму не сбавлять темпов, а его участникам — работать и дальше на благо транспортной отрасли.

Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области:

— Нам удалось в очередной раз доказать, что транспортный форум в масштабах Сибири является ключевой площадкой для взаимодействия всех отраслевых участников транспортной индустрии, выработки инновационных стратегий и принятия решений для развития транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры Сибирского федерального округа. Считаю также принципиально важным, что «Транспорт Сибири» стал важнейшим этапом при подготовке «Транспортной недели России», которая традиционно проходит в конце года.
Хотел бы от всей души поблагодарить всех участников и гостей форума за активное обсуждение актуальных и проблемных вопросов транспортной отрасли и выработку оптимальных решений на перспективу. Министерство транспорта РФ и правительство Новосибирской области работают по организации и проведению форума как партнеры. Это очень важно, уверен, что такой выверенный профессиональный диалог — залог дальнейших успехов в решении вопросов транспортной сферы.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №22 от 31 мая 2017 года

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: