Новосибирск -14 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Религия

Как правильно прикладываться и молиться мощам Сергия Радонежского

Мощи Сергия Радонежского на два дня прибывают в Новосибирск
Фото VN.ru
Началось путешествие ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского по городам России. Ковчег провезут около 30 тысяч километров, маршрут пройдет по 57 городам и будет напоминать огромный крест. Масштабный проект посвящен 600-летию обретения мощей святого. Новосибирцы смогут прикоснуться к святыне 21 и 22 июня.

Ковчег с частичкой мощей преподобного Сергия Радонежского отправился 12 июня от места, где покоится нетленное тело святого – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он проделает большой путь протяженностью около 30 тысяч километров по городам России, 7 октября вернется в Лавру. Прежде, чем попасть в Новосибирск, ковчег провезут через Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и Омск.

Как нашли мощи Сергия Радонежского

Масштабное мероприятие организовано православной церковью в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Его душа перешла в вечность 25 сентября 1392 года. При жизни Сергий просил, чтобы его похоронили на монастырском кладбище вместе с простыми иноками. Как рассказывает насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и. о. обязанности настоятеля храма Преображения Господня иеромонах Пафнутий (Фокин), монахов огорчила его просьба, они хотели, чтобы и после смерти Сергий оставался с ними. Митрополит Киприан, увидев скорбь братьев, благословил положить останки Сергия Радонежского в Троицкой церкви под спудом.

Через 30 лет после кончины Сергия, Троицкий храм решили перестроить: вместо деревянного здания возвести каменное. Святой явился в видении одному благочестивому человеку и упрекнул, что его тело держат « в воде, утесняющей тело мое». На этапе возведения фундамента открыли мощи Сергия. Его тело и одежда не истлели, несмотря на то, что кругом была вода. После окончания стройки мощи положили в каменном Троицком храме.

В XVI веке Иоанн Грозный заложил Успенский собор рядом с Троицким храмом. В годы правления его сына Федора Иоанновича, для мощей Сергия Радонежского сделали кованую серебряную раку. С тех пор мощи редко покидали стены Троицкого собора. Известны два случая, когда из-за пожара мощи выносили на Красногорскую площадь и перемещали в Успенский собор на время ремонта Троицкого храма.

После революции, несмотря на ходатайство верующих не вскрывать раку Сергия Радонежского, в апреля 1919 года их вскрыли по решению местного городского совета, утвержденного Мосгубисполкомом. Тело Сергия обнажили от покровов, прикрыв стеклом. Так власти надеялись прекратить паломничество к его мощам. Но количество богомольцев, вопреки ожиданиям властей, не уменьшалось, а увеличивалось.

Тем временем, советские власти стали готовить монастырь к закрытию. Беспокоясь о судьбе мощей, священники поменяли голову Сергия на голову одного из князей Трубецких. Голову Сергия закопали. В мае 1920 года Троице-Сергиеву Лавру закрыли, мощи Сергия все еще оставались там. Голову святого выкопали и хранили у верных людей: сначала в Мешаловке, затем около станции Долгопрудная. С началом Великой Отечественной Войны мощи преподобного эвакуировали в Соликамск, где они находились до ноября 1944 года. До окончания войны голову тайно хранили в алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери села Виноградово, в восьми километрах от линии фронта.

К открытию Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году, мощи были уже в Троицком соборе. Их привезли за год до открытия Лавры – власти ожидали приезд иностранных гостей, которые могли посетить закрытую Лавру. После открытия Лавры голову Сергия тайно вернули на место. Официально мощи Сергия в серебряной раке, изготовленной при царе Федоре Иоанновиче, передали Лавре накануне Пасхи 1946 года. Для раки с мощами устроили временный полог в Успенском соборе. В 1948 году, после передачи Лавре Троицкого собора, в него перенесли мощи Сергия, где они и находятся до сегодняшнего дня.

Почему тело игумена Сергия Радонежского сохранилось нетленным?

Святые, еще в земной жизни отказавшиеся от ценностей этого мира и отдавшие себя Богу, живут жизнью, напоминающую ангельскую. Они воздержаны в еде, мало спят, много молятся, помогают другим, не отвечают на обиды, терпеливо переносят скорби и болезни, благословляют врагов и совершают другие подвиги. После перехода в вечную жизнь, когда душа покидает тело, их земная храмина не поддается естественным законам тления.

Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры, несколько лет жил в уединении посреди дремучего леса. Он мужественного переносил искушения, всеми силами стремился к единению с Богом. К нему стали стекаться люди, жаждущие помощи и святой жизни. Некоторые оставались, селились по соседству. Так образовался монастырь, в котором Сергий возродил общинножительный устав, то есть, у монахов было все общее и все, включая настоятеля, участвовали в общих работах. Сергий сам рубил дрова, носил воду, занимался огородом, плотничал. Вслед за ним, общинножительный устав приняли в других русских монастырях.

Смирение, любовь к Богу и ближним помогли стать Сергию Радонежскому великим молитвенником, ходатаем за землю русскую. Он благословлял князя Дмитрия Донского, который задумал освободить Русь от татарского ига. Окропил князя и дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Весть о благословении старца подняла боевой дух воинов. Русские победили в бою с татарами на Куликовском поле. Это было начало освобождения русской земли от татарского ига.

Бог одарил игумена земли русской Сергия чудотворением еще при земной жизни. К нему приходили за исцелением, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца по дороге к преподобному. После смерти Господь прославил тело усопшего подвижника, сохранив его нетленным, дал благодать укреплять, исцелять душевные и телесные болезни.

Как прикладываться к мощам Сергия Радонежского?

Верующие люди приносят к святым мощам покаяние, молитвы и просьбы. Священник Святослав Шевченко советует помнить, что в христианстве податель всех благ – Бог. Святые – лишь зеркальца, отражающие Божественный свет. Если человек подходит к раке с мощами и загадывает желание, или думает, что поцеловав мощи, тем самым решит свои проблемы – это язычество и идолопоклонство.

Перед посещением храма стоит продумать, как одеться. В храме будут неуместны короткие и откровенные платья, оголяющие тело. Голову женщины покрывают платком. Мужчинам не нужно надевать шорты или открытые майки. В храме следует вести себя спокойно, чтобы не мешать другим молиться, заранее отключить звонок мобильного телефона.

По Уставу, «при лобызании святыни положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном». Стоя в очереди к мощам, рекомендуется молиться, а не разговаривать. Обратиться с просьбой к святому лучше уже в очереди, а у ковчега не задерживаться надолго.

Можно принести с собой небольшую икону преподобного Сергия Радонежского и освятить на мощах святого. В 2019 году, когда в Вознесенский собор привозили ковчег с частичкой Спиридона Тримифунтского, это помогал сделать священнослужитель. Он дежурил около ковчега, брал из рук верующих икону святого, быстро прикладывал к мощам и отдавал обратно.

Суеверие или почитание святыни?

В современном обществе, привыкшему к рациональному мышлению, можно услышать реплики о том, что почитание мощей – это суеверие, и вовсе не обязательно для подлинной веры. Однако, в православных храмах, начиная с 787 года, когда VII Вселенский собор окончательно ввел древнюю практику совершения Литургии на мощах мучеников, богослужение не может совершаться без святых мощей, вшитых в специальный матерчатый плат - антимис.

Как писал преподобный Иустин Попович, «святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело», они «составляют единую неделимую личность святого». Прикасаясь к благодатным мощам, верующий получает нужную помощь, но не по своему человеческому разумению, а по Божьему промыслу. Каждому Бог дает то, что пойдет на пользу человеку, приведет его в Царство Божье. Кто-то исцеляется, кто-то избавляется от страсти, кто-то получает утешение, кто-то - ответы на свои вопросы, кого-то совесть начинает побуждать к добродетельной жизни.

Новосибирец Игорь С., ездивший в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, рассказал VN.ru, что когда он впервые приложился к мощам Сергия Радонежского, как будто познакомился с ним лично. Мужчина раньше знал о жизни преподобного, обращался к нему в молитвах. Но преподобный Сергий оставался далеким для него. После прикосновения и молитвы у раки, святой стал близким.

- Я подошел к Троицкой церкви рано утром, в это время подходят братья-монахи и раку для них открывают. Когда я к святому Сергию приложился, он теплый был, теплая голова. Мне показалось, что он как живой. После этого было ощущение, что я познакомился с ним лично. Это хорошо, когда мощи привозят, но нужно настраиваться на встречу со святым. Не просто так: шел с работы, зашел, приложился и дальше пошел по делам - ничего не понял. Может, это я такой непробиваемый, мне чтобы что-то понять, надо подготовиться, с ходу не могу.

Где можно прикоснуться к мощам преподобного Сергия Радонежского?

Святыня пробудет в Новосибирске два дня – 21 и 22 июня. В эти дни все желающие прикоснуться к частичке мощей преподобного и Богоносного Сергия Радонежского, могут приехать в Вознесенский кафедральный собор по адресу: улица Советская, 91 (остановки транспорта: «Цирк», «Красный проспект»). 

Районные СМИ

Новости раздела

23.12.2024 ОБЩЕСТВО

Особая забота о здоровье граждан репродуктивного возраста, дополнительные выплаты, жилищное обеспечение молодых семей – эти и другие мероприятия актуализированы в программе, направленной на повышение рождаемости в регионе. Соответствующие изменения утверждены 23 декабря на заседании Правительства Новосибирской области, прошедшем под руководством губернатора Андрея Травникова.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: