Медвежьи ЖКХ – услуги

Медвежьи ЖКХ – услуги
Фото Михаила Пермина
Сколько денег нужно тратить на обслуживание многоквартирных домов, чтобы внутри и снаружи было чисто, уютно, комфортно? Что надо сделать, чтобы цифры в платежках не оказались неприятным сюрпризом?

Желая сэкономить на услугах управляющей компании, собственники жилья решаются иногда на смелые эксперименты. Например, отказываются от услуг уборщицы, уверяя, что будут поддерживать чистоту в подъездах самостоятельно. Но одно дело — решить, а другое — решение выполнить. 

Если на верхних этажах действительно не так уж и трудно мыть лестничную клетку раз в пару дней, то жильцы первого этажа оказываются в крайне невыгодном положении. Ведь как раз мимо их дверей пролегает общая тропа с улицы. В итоге приходится убирать за всеми, а это быстро надоедает. Особенно если это делать бесплатно.

Впрочем, уборка подъездов — еще цветочки. Жильцы не всегда поддерживают рублем содержание в штате УК сантехников и электриков. То есть напрямую, конечно, не отказываются, но стремятся снизить тариф на услуги настолько, что на зарплату специалистов средств просто не хватает. Словом, необдуманная экономия бьет по качеству обслуживания.

Возможна и другая крайность, когда состоятельные собственники голосуют за дополнительные виды работ, резкое повышение тарифов, решение рассматривается на общем собрании, утверждается большинством голосов. Несогласное меньшинство должно подчиниться, даже если есть разум­ные доводы против. Подчиниться обязаны и те, кто пропустил собрание.

— Когда собственники приходят на прием с проблемами, первый вопрос, который я им задаю: а на общее собрание вы ходили? — рассказала в пресс-центре «Встречи на Вертковской» Надежда Ланцова, член общественного совета при министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области. — Часто люди отвечают: нет. Или уверяют, что собрание не проходило, но тариф откуда-то появился. Думаю, вопросов стало бы меньше, если б был определен не только перечень услуг, но и минимальный тариф за эти услуги. Тогда управляющие компании могли бы ориентировать жильцов, по какому тарифу они готовы работать. 

Отказаться нельзя платить

Чтобы экономия была разумной, постановлением Правительства РФ № 290 утвержден минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Это услуги, от которых нельзя отказаться. Но здесь имеются противоречия. 

— Утвержденный перечень обязателен для управляющих компаний, а собственники могут принимать другие решения, — прокомментировал Андрей Харланов, первый заместитель генерального директора УК «СПАС-Дом». — Обеспечить зарплаты и накладные расходы в сложившихся условиях трудно. Двести рублей за уборку подъезда — точно не самый хороший вариант, причем ситуацию осложняют еще и неплательщики. Мытье лестничных клеток — для многих людей основное занятие, которое приносит доход, поэтому они обслуживают группу домов, чтобы набегала более-менее приличная сумма.

Фото Михаила Пермина

Труд дворника, сантехника, уборщицы должен оплачиваться по справедливости, подчеркнули представители управляющих организаций. Иначе вакансии могут остаться пустыми, а многоквартирники погрязнут в проблемах. Ведь, чтобы из крана шла вода, лампочка светила, а канализация действовала исправно, нужен целый штат специалистов. И забывать об этом нельзя. 

Без сантехника «ни туды и не сюды»

В Дзержинском районе произошел характерный случай. Женщина подала в суд на управляющую компанию за то, что ей, якобы без ее ведома, установили заглушку в унитаз, отчего две недели плохо выходили сточные воды. Когда дело дошло до судебного разбирательства, выяснилось, что никаких заглушек никто не устанавливал. Просто в канализации случился банальный засор, а хозяйка, вместо того чтобы обратиться в свою УК, сразу пошла в суд подавать на нее иск. А если представить на минутку, что сантехника в УК в принципе нет и чистить канализацию некому? Или явится горе-специалист, согласный бат­рачить в УК за крошечную зарплату? Можно потом бегать по судам, чтобы наказать коммунальщиков за низкое качество работ, добиваться компенсации ущерба. Можно судиться коллективно, но итог будет один: на те деньги, которые собирает с жильцов УК, она не сможет пригласить действительно хорошего специалиста. 

Каким должен быть тариф, чтобы и дом был в порядке, и кошельки не сильно полегчали? Такой вопрос мы задали коммунальщикам. Ответ, честно говоря, испугал.

— Средний тариф на коммунальные услуги должен составлять 22–25 рублей с квадратного метра жилья в зависимости от состояния дома, — считает Сергей Соловьёв, исполнительный директор УК «Сибирская инициатива». — Если собственники платят по восемь рублей, обслуживать дом за такие деньги просто невозможно. Есть объективная реальность, и надо не лукавить, а договариваться честно. Определить размер экономически обоснованных тарифов — право и обязанность муниципалитета.

— Если мы правильно все подсчитаем, учитывая постановление Правительства РФ № 290, приказ Госстроя РФ № 170 об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в соответствии с которыми работаем, реальный тариф на обслуживание некоторых домов может подняться под 200 рублей с квадратного метра. А еще надо делать текущие ремонты, исполнять предписания надзорных органов. Естественно, платить такую сумму многие люди просто не смогут, — выразил опасения по поводу очередного противоречия Андрей Харланов. — Здесь нужно искать компромисс между доходами населения и затратами, необходимыми на содержание домов.

— Когда начинаешь доказывать собственникам, что у них смешной тариф, и объясняешь, почему такого тарифа быть не может, в ответ слышишь: «Знаете, мы пошли бы и на большие тарифы, если бы нам объяснили, сколько именно нужно платить. Если бы рассказывали, куда пошли деньги, сколько удалось сэкономить…» Получается, нужно выстроить диалог между собственниками и управляющей организацией. Тогда многих вопросов удастся избежать, — подчеркнул Сергей Аверьяскин, исполнительный директор Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства по Новосибирской области. 

Аверьяскин не призывает поднимать тариф до двух сотен рублей, но разобраться с эффективностью тарифов нужно. Ведь дом дому рознь. Содержание новостройки обходится гораздо дешевле, чем, скажем, двухподъездной пожилой трехэтажки, где размер тарифа может оказаться совершенно неподъемным для человека среднего достатка. Как уже сказано, без компромисса не обойтись.

На битву ЖКХ — единым фронтом

Управляющие компании, которые к диалогу с собственниками готовы, используют самые разные инструменты общения: проводят для жильцов занятия-семинары, устанавливают в расчетных центрах, у касс телевизоры для демонстрации полезных видеороликов, организуют встречи с председателями советов домов во время подготовительного этапа тарифной кампании, консультируют посетителей сайтов. Примеры такой работы есть.

Но, к сожалению, далеко не все коммунальщики готовы сегодня садиться за стол переговоров, а кадровая чехарда приводит к тому, что люди просто не знают, к кому обращаться. Если УК демонстрирует равнодушие, халат­ность, к делу подключаются Государственная жилищная инспекция Новосибирской области и общественный контроль. Как показала практика, решать проблемы ЖКХ легче единым фронтом.

— Условия для осуществления общественного контроля у нас уже созданы: есть и общественная палата, и общественные советы. Другой вопрос, насколько активно собственники пользуются этим ресурсом? Нужно консолидировать усилия, — подчеркивает Сергей Аверьяскин.

Шпаргалка

Тариф на содержание жилья — плата, которую собственники вносят в управляющую организацию. Размер тарифа утверждается на общем собрании собственников. Проще говоря, речь идет о договорной цене между коммунальщиками и хозяевами квартир.

Кстати

Главными проблемами жилищно-коммунального хозяйства россияне считают непрозрачность начисления платы — непонятные перерасчеты и загадочное формирование квитанций. На это жалуется каждый пятый. Россиян также волнует качество работы управдомов и неудовлетворительное состояние многоквартирных домов — эти позиции занимают вторую и третью строчки рейтинга соответственно. А вот вопросы, связанные с капремонтом, интересуют жильцов гораздо меньше. К таким выводам пришли эксперты некоммерческого центра «ЖКХ Контроль», основываясь на жалобах, поступивших в третьем квартале 2016 года.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №44 от 2 ноября 2016 года

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент