В сентябре в Москве в Государственной думе состоялось торжественное награждение 240 обучающихся и педагогов из 56 регионов России. Новосибирскую область представляли девять лауреатов конкурса. Среди них шесть школьников рабочего поселка Линево.
Учащиеся инженерно-технического класса линевской школы №4 Ярослав Кропотов, Артем Пушница и Давид Зайцев стали призерами с проектом «Машинка на сжатом воздухе» в номинации «Умная энергетика и электротранспорт».
Началось все в прошлом учебном году. Семиклассник Ярослав Кропотов после уроков физики, посвященных различным видам энергии, захотел сделать тепловой или паровой двигатель. Задумал создать небольшую машину для уборки снега. Обратился к учителю Марине Строгановой, которая предложила сделать двигатель на сжатом воздухе.
«Первые месяца полтора проект не очень продвигался, – рассказывает Ярослав, – потом я пригласил Артема и Давида. Вместе придумали, как двигатель будет выглядеть, как его поставить, как изготовить саму платформу, дополнительные детали. Научились работать на станках».
Учащийся школы №4 Артем Пушница добавляет, что их команда еще занимается авиамоделированием. «Нам интересна вся эта тематика, – поясняет Артем, – руками все делать. Ярослав позвал нас, понравилась идея. И мы собрали работающую машинку».
Воспитанники школы №4 ежегодно участвуют в областном турнире юных инженеров-исследователей, который проводит лаборатория Инжевика НГУ.
«Они дают нам задачи, которые мы должны воплотить в жизнь, – поясняет методист, учитель физики школы №4 Марина Строганова. – Когда ко мне обратился Ярослав с идеей сделать поршневой двигатель, я ему предложила решить задачу турнира. Он согласился, набрали команду и стали работать вместе с учителем технологии».
Школьная мастерская оборудована современными станками по программе «Точка роста». Они позволяют проводить довольно точную обработку. Учитель технологии школы №4 Сергей Кислов помогает ребятам решать производственные задачи, изготавливать детали для различных проектов.
Школьники и научные руководители работали над машинкой на сжатом воздухе вместе: делали расчеты, по чертежам вытачивали детали. Там, где требовались профессиональные навыки, к станку вставал учитель.
В качестве бака, резервуара для воздуха, использовали пластиковую бутылку. В интернете нашли видео, выяснили, что она выдерживает давление в 12 атмосфер. Их двигатель выдает 2 атмосферы.
«При помощи велосипедного насоса в резервуар закачивается в воздух, он там под давлением, – объясняет работу агрегата Ярослав Кропотов. – Воздух давит на поршень, он проворачивается, шайба металлическая по инерции продолжает вращение, которое помогает поршню вернутся в исходное положение. Цикл повторяется. Колеса крутятся на машине».
Когда создали рабочую модель, продумали ее актуальность. И поняли, что с помощью этой машины можно решить проблему экологии. Заменить бензиновое топливо на сжатый воздух. Подали заявку на всероссийский конкурс. Их изобретение было отмечено, стали победителями.
О том, что стали лауреатами и приглашены в Москву, узнали в конце прошлого учебного года. В сентябре состоялась поездка. Помимо тожественной церемонии награждения в Государственной думе, ребята гуляли по Москве, побывали на нескольких экскурсиях.
Юные инженеры вернулись из поездки воодушевленными. Продолжат работать над машинкой со сжатым воздухом. А еще хотят попробовать создать несколько вариантов получения от тепла электрической энергии. Например, чтобы заряжать телефон во время пробежки.