Конструкторские чертежи, документы начала 50-х годов под грифом «Секретно», коллекция редких журналов «Самолет» 1930-х годов и знаменитое кресло из новосибирской квартиры Сергея Алексеевича. Из разработок, пожалуй, самая диковинная - летательный аппарат в форме утюга.
«Практически все, что сейчас предстало перед глазами наших жителей, до этого было закрыто. Сказать про что-то особенно уникальное... Да здесь все уникально! » - говорит экскурсовод музея Новосибирска Елизавета Тютюнникова.
В Новосибирск Чаплыгин приехал в эвакуацию в 1941 году. Тогда же под его руководством начал работать научно-исследовательский институт авиации.
«Чаплыгин личность, все слышали про него, и улица есть. А я начал предметно им заниматься, когда готовил выставку, и понял, что это бездна ума, таланта - совершенно штучный человек»,- рассказал сотрудник музея Новосибирска Игорь Минов.
Именно тогда, в начале Великой Отечественной войны, началась эпоха открытий в аэрогидродинамике. Ученый разрабатывал первую трубу для продува самолетов за Уралом - Т201. Команда Чаплыгина работала ночами, чтобы быстрее приступить к исследованиям, но конечного результата математик так и не увидел - он ушел из жизни 8 ноября 1942 года.
«Чаплыгин жил на Фрунзе, 8, потом переехал в другое место. А его сотрудники некоторое время жили именно здесь, на втором этаже, где у нас сейчас находится библиотека. Как раз она была закончена в октябре-ноябре 1942 года. Но пока шла наладка, это заняло месяце пять-шесть», - говорит инженер Новосибирского авиационно-технического колледжа имени Б. С. Галащука Александр Забейворота.
В авиационно-техническом колледже работают с конструкцией и через 78 лет. В аэродинамических трубах Чаплыгина испытывают на ветроустойчивость модели высотных зданий, подводные лодки - на давление, маневренность и точность конструкции летательных аппаратов.
До заданной скорости поток воздуха разгоняет вентилятор, на модель самолета крепятся ниточки, так называемые шелковинки. Именно они указывают ученым обтекаемость летательного аппарата воздухом. Если есть недочеты и появляются завихрения, то модель необходимо дорабатывать.
Записки Чаплыгина, расчеты и формулы, которые ученый вывел сам, стали основой для новых исследований в области аэрогидродинамики и вошли в современные учебники.