Один из самых преуспевающих артистов российской эстрады Григорий Лепс в ближайшее воскресенье отпразднует свое 55-летие. Перед торжеством певец пообщался с обозревателем «Известий».
— Помню, как отмечался твой «полтинник». Специальный шатер в «Лужниках», Глория Гейнор пела для именинника, мощный салют над Москвой-рекой. Ты наверняка тогда прикидывал, как бы хотел провести свою следующую пятилетку. Замыслы сбылись?— Если говорить о профессии, это был удачный период. Я много работал, трижды проехал с гастролями всю страну, давал по 120–130 концертов в год. Выпустил два неплохих альбома. Конечно, сейчас я уже не тот, что, скажем, 20 лет назад. Биологические часы не обмануть. Петь так, как я пел в свои 30, становится все тяжелей. Тем не менее я рвусь в бой, не хочу останавливаться. Недавно поменял и административную свою команду, и музыкальную. Ребята много лет со мной работали, теперь пошли своим путем. А я с новыми людьми, мне кажется, выхожу на иной уровень.
— С ними ты и новый альбом записываешь, первый за три года.— Да, работа над ним сейчас идет. Собственно, мы уже все записали в моей студии и теперь отправим его на сведение в Лос-Анджелес. Называется он «Ты чего такой серьезный?» по одноименной песне, которая написана совместно с Тимати. Она еще не вполне готова, поэтому мы пока никуда ее не выкладывали. Сделаем это позже, когда и клип на нее снимем. А альбом представим в ноябре — к серии моих юбилейных концертов в московском «Крокус Сити Холле».
— К твоей новой пластинке приложил руку классный американский барабанщик Крис Коулмен. Ты, кажется, хотел его и в свой гастрольный состав привлечь?— На мой взгляд, Коулмен сегодня один из самых выдающихся барабанщиков мира. Он приезжал ко мне в студию, записывал свои партии. Я предлагал ему войти в состав моей группы, и Джереми Колсону (известный барабанщик, участвующий в разных проектах. — «Известия») предлагал.
Но для продолжительной работы в России они выдвигали, мягко говоря, чрезмерные условия. Речь шла о гонорарах от €35 тыс. до €45 тыс. в месяц. Тогда я подумал, что и на постсоветском пространстве отыщу достойных музыкантов. И нашел отличного барабанщика Макса Малышева. Вообще лучше кормить своих (улыбается).
По-моему, сейчас у меня одна из самых передовых команд в стране. Я собрал людей, которые лично меня удивляют. Временами хочу к кому-нибудь из них придраться, а не за что. Например, гитарист Федор Досумов высоко котируется на международном уровне. О нем пишут западные музыкальные журналы, его приглашают на различные гитарные фестивали. Стив Вай, послушав его игру, сказал, что «пришло новое поколение гитаристов, с другой исполнительской техникой».
— Альбом твой сводится в Лос-Анджелесе, американские музыканты с тобой сотрудничают, но сам ты в США по-прежнему приехать не можешь? Делаешь попытки снять этот запрет?— Сейчас, честно говоря, ничего не делаю. Есть ряд адвокатов, которые занимаются этим вопросом. Как музыканту мне действительно искренне жаль, что я не могу попасть в Америку. Я не раз говорил, что там учусь. Чем больше общаешься с настоящими профессионалами, тем полезнее. Мы не тупее их, но у нас нет такого опыта, школы.
Перед нашими исполнителями популярной музыки на протяжении 70 лет совершенно не ставились те задачи, которые всегда решали американские музыканты. Они стремились к максимально качественному звучанию. И я пытаюсь следовать тем же принципам.
Сейчас почему-то и Великобритания отказала мне во въезде на десять лет. Но я все равно каждый год буду подавать документы на визу в британское посольство, чтобы мне вновь разрешили туда ездить и самое главное — там работать. Остальная Европа ко мне относится благосклонно.
— И уже в августе у тебя планируется концерт в Монако, не заказной, а афишный, верно?— Да, в Монте-Карло есть хороший зал «Спортинг», я там уже однажды выступал. Сейчас пригласили вновь, и, насколько мне известно, все билеты на концерт уже распроданы.
— На «Рандеву Лаймы Вайкуле», которое начнется 20 июля в Юрмале, поедешь?— Да. Она меня пригласила, и я, конечно, откликнулся. Лайма — замечательная певица и великолепная женщина, умеющая подать себя и прекрасным вокалом, и даже шепотом.
— После гастролей и юбилейных концертов, насколько я знаю, ты в который раз хочешь обратиться к творчеству Владимира Высоцкого. Два альбома с его песнями у тебя в дискографии уже есть. Когда выйдет третий?— Вероятно, в следующем году. Но он будет совершенно по-другому сделан. Я хочу записать порядка 80–90 песен Высоцкого примерно в той же подаче, как делал он сам. Только голос и гитара. Никакой иной аранжировки. Аккомпанировать мне будет наш известный музыкант Тимур Ведерников. Постараюсь привлечь к участию в альбоме и Александра Яковлевича Розенбаума. Я с ним эту тему проговаривал, у нас хорошие отношения, но он человек занятой, так что посмотрим, как сложится.
— Ты и песни Бориса Гребенщикова постепенно в свой репертуар ввел. Может, потом и альбом его вещей запишешь?— Борис Борисович прекрасный человек и великолепный музыкант. Я с ним несколько раз пересекался и спрашивал: можно мне спеть ту или иную его песню? Он отвечал: «Григорий, я пишу песни, чтобы они исполнялись. Пожалуйста, пробуйте, пойте».
Наверное, интересно и такой альбом записать. Пока у меня нет подобной задачи, но в будущем, через год-два, если Борис Борисович не станет возражать, я, возможно, сделаю такой проект.
— Если не сосредоточишься полностью на делах своего продюсерского центра. Полагаю, пока ты еще не реализовал его потенциал, не подписал контракты со всеми артистами, которые тебе интересны?— Конечно нет. Есть целый ряд исполнителей, которых я бы мечтал иметь под своим крылом, но они самостоятельные, состоявшиеся люди.
— Подразумеваешь Сергея Лазарева?— Сережа — блестящий певец, я его приглашал. Могу не соглашаться в чем-то с его репертуаром, но он — профессионал и у него своя стратегия развития. А в моем центре теперь есть Александр Панайотов, которого я вел в «Голосе». Мы с ним заключили договор и работаем. В нашей поп-музыке такие певцы — редкость. Будет искренне жаль, если он не достигнет тех высот, которых достоин. Пытаюсь подобрать ему репертуар, снимаю клипы. Надеюсь на хороший результат. Также я пытаюсь продвигать и других артистов моего центра: покупаю им песни, плачу поэтам, иногда их треки попадают в ротации теле- и радиоканалов.
Если они не достигнут больших высот, я все равно доведу наше сотрудничество до логического завершения. На выходе они получат записанный альбом, несколько клипов. А дальше, если захотят, могут пойти своим путем, и я не буду настаивать, чтобы они вернули вложенные в них деньги.
Хотя мне будет приятно, если кто-то из них добьется коммерческого успеха и выплатит мне проценты, о которых мы договаривались в контракте. Но если этого не произойдет, перекрывать кислород никому не собираюсь. Пусть все работают, пробиваются, доказывают, как когда-то доказывал я.
— Если завтра тебе предложат сделать гастрольный тур по Украине и гарантируют въезд в страну, поедешь?— Меня до сих пор туда приглашают. В основном речь идет о закрытых мероприятиях. А что касается большого тура… Я человек своей страны, россиянин, по собственному убеждению летал в Сирию на том самом самолете, который потом разбился. Если завтра скажут, что нужно лететь в какую-то другую точку в интересах государства, — полечу. И мне плевать, что обо мне подумают блогеры и прочие критики.
Я искренне сожалею, что такая ситуация у нас получилась с Украиной. Поскольку считаю: мы — один народ и должны быть вместе. Сожалею, что такое вряд ли получится, по крайней мере в ближайшее время. А раньше я ведь давал за год в Украине по 40–50 концертов. Встречали, как нигде. Очень благодарная публика. И с несколькими украинскими артистами сотрудничал: Ани Лорак, Светой Лободой, Артемом Лоиком…
На Украине масса одаренных людей, и искренне жаль, что сейчас они не могут в полной мере выплеснуть свой талант на широкую российскую аудиторию. Музыка должна объединять и развлекать людей. Я бы с удовольствием пригласил какого-нибудь классного украинского исполнителя в Россию, например Славу Вакарчука, и сделал с ним совместный концерт. Но, думаю, на данный момент это маловероятно…
Материал опубликован в газете «Известия» 13 июля 2017 года