Продюсер Александр Цекало и режиссер Егор Баранов представили зрителям многосерийный фильм «Гоголь. Начало». Его можно смело назвать самым зрелищным телевизионным российским проектом последних лет, что, собственно, и сподвигло создателей на уникальный для нашей киноиндустрии эксперимент — выпустить сериал, смонтировав его под формат кинотеатров, в широкий прокат.
Такая идея у Цекало была еще со времен их предыдущего с Барановым совместного проекта — сериала «Фарца», но тогда ее реализовать не удалось, а вот «Гоголь» оказался подходящим проектом для экспериментов. Жанр хоррора на сегодня в отечественном прокате является одним из самых коммерчески успешных, кроме того, главные роли здесь играют широко известные Александр Петров (Николай Васильевич Гоголь) и Олег Меньшиков (следователь Яков Петрович Гуро).
По сюжету эта колоритная парочка прибывает расследовать серию загадочных преступлений в глухую провинцию. Яков Гуро обещает местным властям найти и обезвредить страшного Черного Всадника, убивающего молодых девушек, а молодой писарь Николай Гоголь ему помогает.
Нельзя сказать, что детективная линия является сильным местом сериала, скорее наоборот. Расследование Гуро и Гоголя ходит кругами и увязает в диалогах и видениях Николая Васильевича. Да-да, Гоголь здесь еще и ясновидящий — эта сверхспособность помогает ему в расследовании преступлений. Зато чего у фильма не отнять — роскошных натурных съемок, высокого качества графики и динамичного монтажа.
В фильме есть все, что нужно зрительскому кино, — завораживающая атмосфера ужаса, колдовские туманы, обнаженные красавицы, убийства, пожары, драки и прочие прелести. По качеству визуального ряда «Гоголя» можно сравнить с лучшими образцами киноготики вроде «Багрового пика» или «Сонной лощины».
Но самое интересное, что сюжет действительно основан на новеллах русского классика — если кто не помнит, то можно убедиться, перечитав: у Гоголя это всё есть. Коварные русалки, черти, вурдалаки и прочий славянский фольклорный колорит. Не зря за всю советскую кинематографическую эпоху единственным отечественным фильмом ужасов была экранизация повести «Вий» с Натальей Варлей и Леонидом Куравлевым в главных ролях. Времена сменились, но по-прежнему ничего лучше для жанра хоррора, чем произведения Николая Васильевича, в русской классике не нашлось.
Правда, авторы проекта совершили интересный ход, сделав самого писателя героем собственных рассказов, превратив его из аутсайдера в героя-любовника и борца с нечистью. Надо отметить, что Александр Петров в роли Николая Васильевича неотразим, и можно не сомневаться, что теперь в комнатах школьниц будут висеть не только портреты зарубежных кинозвезд, но и плакаты с Гоголем-Петровым. Такой облик русского гения намного привлекательней, чем привычные унылые изображения классиков литературы на стенах.
Материал опубликован в газете «Известия» от 31 августа 2017 года