«Есть река в Индии – самая загрязненная. Вот здесь то же самое». Сравнение с Гангом едва ли корректное. Но определенно – самое безобидное, с чем автомобилисты сравнивают путь от Кольцова до Академгородка.
Свалка работает официально уже много лет. И, казалось бы, по закону все чисто, однако чистотой здесь и не пахнет. С помойных куч ветер разносит мусор в радиусе нескольких километров. Пакетам здесь нет числа. И многое другое – потяжелее.
Не нужно быть экологом, чтобы понимать – полиэтилен, что разлагается в почве сотни лет, не принесет пользы сибирской природе. Свалка несколько лет как находится в подведомстве Минобрнауки РФ. За ответом на вопрос: «Почему мусор летит?», мы отправились в кабинет директора контролирующей организации.
– Вокруг полигона, в радиусе 150 метров, периодически пакеты появляются. Естественно, я не отрицаю, такие факты бывают, – говорит директор ФГБУ «ЖКУ ННЦ» Валерий Кисс.
В этом радиусе его вычищают дважды в год, говорит директор. А вот то, что за пределами, – летит не с полигона. Показывает на карте: вокруг специально высаженный борок, чтобы задерживать разлет мусора. За него не вылетит и в шторм.
Мусор вдоль дороги – вина переовзчиков, которых нанимает региональный оператор по обращению с ТБО.
Мол, не закрывают тентом грузовики. Из кузовов валится мусор. Для того, чтобы мы убедились, любезно поручает заместителю провести экскурсию.
– Вот машина идет, смотрите!
– А вот, собственно, мы с вами наблюдаем тот самый выброс мусора, за который, по сути, надо штрафовать.
И таких машин – десятки за день. Идут сюда и из Кольцова, и из Академгородка. Сколько вылетает из кузовов, а сколько – с полигона, видно невооруженным глазом. Как прекратить экокошмар между Академгородком и Кольцово – уже есть готовое решение.
– Легко и просто. Можно встать на въезде и штрафовать всех подряд на 5 тысяч рублей, как минимум, за нарушение правил транспортирования, – говорит директор ФГБУ «ЖКУ ННЦ» Валерий Кисс.
Подобные акции раньше проводили. Местные говорят, что года два назад поле у дороги не походило на индийский Ганг. Сегодня за грузовиками никто не следит. Журналисты ОТС уже отправили запросы в ГУ МВД Новосибирской области и регоператору – с просьбой взять ситуацию под контроль.