Еще по первому фильму «Гоголь. Начало», было понятно, что перед нами мистический сериал в духе «Сонной лощины» пополам с «Шерлоком». Только наш «Шерлок» предпочитает «каре» и прямую укладку, периодически ведет себя как припадочный и вообще он Александр Петров.
Об этом актере имеет смысл поговорить особо: для российского кино это, конечно, находка. Потому что в кинозале, как известно сидят обычно женщины. А дамам одной правильной укладки на голове от актера мало. Им нужно, чтобы актер сочетал в себе привлекательность внешнюю и харизму выпирающую. Все это у Александра Петрова есть в достатке плюс необходимое отрицательное обаяние – поэтому что его герои неоднозначны: лучше всего Петров играет подонков («Метод», «Притяжение») и прочих опасных и непредсказуемых субъектов. И, как известно, именно «подонков» и выбирает большая часть женщин – в том числе, на экране.
Фильм «Гоголь. Вий» стартовал в кинотеатрах Новосибирска. И новосибирцам будет интересно увидеть на большом экране Алексея Верткова (бывшего актера НГДТ под руководством С. Афанасьева и выпускника НГТИ). Играет Алексей Хому Брута – но тоже не совсем обычного: как бы мастера восточных единоборств и философа. По образованию Хома богослов, по призванию – экзорцист. И понятно, что если сам Николай Васильевич у нас обладает мистическими способностями, то и его герои автоматически их приобретают.
«Гоголь» Егора Баранова («Соловей-разбойник», «Иерей-сан») тоже совсем не похож на того писателя, которого все мы знаем – не особенно привлекательного для женщин, не очень общительного, но рефлексирующего и известного героя своего времени. Скорее, это его рекламный образец – супергерой, сражающийся с нечистью, разрывающийся между живыми и мертвыми бабами, и живущий в кошмарном полусне между припадками.
Кстати, «любовный треугольник» между миром мертвых и миром живых можно было бы счесть даже удачей сценаристов. Если взаимоотношения между этими мирами не были бы столь тривиальными и бытовыми.
Фильм делится на эпизоды – что тоже напоминает структуру сериала: вполне возможно, после выхода трилогии, на телеэкранах появится многосерийка под названием «Гоголь». Впрочем, вполне понятно, почему сейчас его показывают на большом экране – зрелищность, это то, что в принципе должно отличать любую экранизацию гоголевских произведений. И перед нами, конечно же, триллер с элементами фильмов ужасов.
Правда ужасы во времена фильма с Варлей, были, на мой вкус, и поужасней. Самая слабая сторона фильма – монстры: современным художникам явно недостает фантазии и изобретательности. А вот мир русалок (вернее, утопленниц) на удивление хорош! Музыкальное сопровождение тоже нельзя назвать удачей «Гоголь. Вий» – очень уж оно получилось случайным и невнятным. А в остальном, все продолжается: по Малороссии все еще бродит некая рогатая фигня, местные полицейские все как один глушат горилку и вскрывают панночек, а Гоголь все еще озабочен тайнами окружающего мира и своего рождения.
Для традиционалистов в начальных титрах есть сноска: по мотивам произведений Н.В. Гоголя. А что до остального – все мы когда-нибудь станем сказочными персонажами. И это только в лучшем случае.