Выставки в двух залах на первый взгляд абсолютно разные: от депрессивных мрачных картин в первом зале до выхолощено-белых гипсовых частей тела - в другом. Но они соединены в одну историю. Сначала связь между экспозициями кажется неочевидной, но именно в этом и есть момент «переходного состояния», связанный с тревогами, неопределенностью и комплексами перед навязанными обществом стереотипами. Через боль и мрачные образы зрителю предлагают «терапию»: принять себя и перейти к следующей фазе.
На входе встречают звучащие скульптуры, выражающие тревожные состояния. Абстрактные, похожие на монстров из ночных кошмаров изваяния из производственного мусора и синтетических материалов «кричат» при помощи подключенных к ним транзисторов и резисторов. Их художница Маяна Насыбуллова называет «нойзмашинами», «чудищами» и «кроненбергами».
«Звуковые чудища» появились при поддержке томского художника Мити Главанакова осенью прошлого года, в довольно мрачный период жизни девушки. Маяна находилась в самоизоляции в Москве абсолютно одна, и это сильно давило на художницу. В попытках сбросить нервное напряжение, начала экспериментировать со звуками.
«Звук – это вибрации, которые проходят через тело, и они тоже возвращают нас к теме телесности. Пришло понимание: я же скульптор, я могу всему этому придать какую-то форму, и эти мои нойз-машины, эксперимент со звуком, стали наращивать свое тело, но тело страдающее, бесформенное, которое ищет себя. И абстрактная форма, и покрытие, похожее на фильмы ужасов, и эти звуки, это все про попытку вырваться из ужаса бытия, для того, чтобы просто быть счастливым», - объясняет скульптурную композицию художница.
Основная часть мрачных картин на стенах тоже появилась в осенний период. Одни говорят о физической боли, другие связаны с внутренним психическим напряжением. «Иногда бывает, что тени прошлого тебя держат и не отпускают. Эти образы появляются перед тобой, ты не можешь спокойно уснуть. И я сейчас не понимаю, легче ли мне оттого, что я их рисую? Наверное, легче, это способ снять пиковое состояние, испытываешь облегчение, как после спорта. Но решает ли это мои внутренние проблемы? Наверное, нет», - рассуждает Маяна.
Дополняет атмосферу фильм REMOVAL , представленный публике впервые. Это результат коллаборации Маяны Насыбулловой с режиссером Марией Бережной и музыкантами Егором Клочихиным и Dyad and the Sleepers Club. Музыку для видео Маяна Насыбуллова написала сама, это ее первый опыт эксперимента со звуком.
Фильм-перформанс о попытках соответствовать принятым в обществе стандартам состоит из трех частей. Художница делает слепки тела девушки с идеальной фигурой, а после пытается примерить гипсовые отпечатки на себя. Девушка обнажена не только перед публикой, но и перед своими страхами. В гипсовых слепках, примотанных к телу на скотч, художница идет по улицам города, испытывая дискомфорт. Этот фильм – одна из важных точек проекта.
«Мое личное желание обозначить проблему телесности в социальном пространстве привело к созданию фильма, так само собой случилось, - продолжает рассказ автор выставки. - Любой человек, который посмотрит этот фильм, поймет, о чем он. Всем понятна эта ситуация, когда ты живешь и иногда чувствуешь себя недостаточно хорошим, недостаточно привлекательным. Это особенность, которая усложняется разными вещами вне: влияние масс-медиа, образов, которые нам транслирует индустрия моды или голливудское кино. Получается, что имея одну данность и одну свою жизнь, ты пытаешься натянуть на себя этот жесткий, неподходящий тебе костюм другой данности. Стремление к идеалу лишает тебя подчас возможности наслаждаться тем, что у тебя есть. Любовь к себе не должна зависеть от тех вещей, которые мы не решаем. Я просто родилась, почему я должна себя ненавидеть из-за того, что я не подхожу под категорию моделей Victoria’s Secret? Конечно, не должна! Но при этом, проживая жизнь полной девушки, часто сталкивалась с тем, что люди говорили, указывали на это, хотя это люди вообще чужие. И я думаю, с таким сталкиваются люди в разных ситуациях».
Выставка в классическом понимании слова переходит в нечто большее: это не только картины и скульптуры, ведущие зрителя от эмоции к эмоции. Проект «Фаза: переход» трансмедийный. Переход же – попытка автора выйти за пределы собственной практики, определить границу и дать возможность зрителям самим нащупать ее всеми органами чувств: зрение, слух, осязание.
«В каком-то смысле мы возвращаемся к истокам, потому что, как говорят антропологи, природа творчества критична по своей природе: ритуальные действия совмещали в себе и театр, и музыку, и демонстрацию теней. Поэтому мы не предлагаем ничего нового, намекая лишь на то, что многие цифровые границы связаны в первую очередь типом производства, а не типом показа, - считает куратор проекта Петр Жеребцов. - Мы вольны в показе, можем совмещать различные подходы. Зритель на это реагирует по-разному, некоторым бывает тяжело сразу погрузиться, кто-то привык к отстранённому взгляду. Но мы же следуем за художниками, за их практиками, соответственно, иногда нужно подчиняться».
Программа поддержки молодого современного искусства «Траектория» организована в Новосибирске за счет грантовой поддержки Фонда Михаила Прохорова. Сумма гранта – 500 тысяч рублей. На эти деньги в рамках программы в ЦК19 планируют организовать четыре выставки. Гонорары художникам составят не более 20%.
«Есть так или иначе в России неравенство централизации ресурсов, и у аналогичных московских выставочных залов, как правило, есть бюджет на продакшн выставок и на гонорары для художников, а у региональных таких бюджетов нет, даже на профильную работу: предоставить средства для покупки материалов, доставки работ или печати, - говорит продюсер проекта Ангелина Бурлюк. – Важно менять эту парадигму, художественный труд должен оплачиваться. Но речь не о конкретный суммах на произведения, сколько должно стоить искусство определяет рынок и галереи, которые искусство продают. А мы, поскольку институция некоммерческая и публичная, говорим о ценности художественного труда как такового, и делаем проект на грант благотворительной организации Фонда Михаила Прохорова».
Выставка «Фаза: переход» ориентировочно продлится до 11 июля, но организаторы ожидают большой интерес новосибирцев и гостей города к экспозиции. Поэтому не исключено, что выставка Маяны Насыбулловой в ЦК19 будет продлена.