Эксперты советуют собственникам принимать в процессе деятельное участие. Удачные примеры есть.
Не просто наблюдатели, а участники
Ремонт дома № 53 на улице Ленина в Новосибирске, построенного в 1935 году, начали год назад и закончили этой осенью. В рамках региональной программы здесь были приведены в порядок коммуникации, подвал и фасад.
При этом собственники принимали живое, заинтересованное участие в процессе — проговаривали подрядной организации свои требования и пожелания, вносили корректировки в проект. Владимир Тиньков, старший по дому, рассказал, что в проекте, например, был предусмотрен другой цвет фасада — не такой светлый, как сейчас, а зеленый. Этот вариант собственников не устроил. Они провели собрания, рассмотрели несколько вариантов и наконец выбрали подходящий цвет.
Фото Алексея Танюшина.
Подрядная организация, которая работала на фасаде, занимается капремонтами уже не первый год. Василий Угрин, руководитель ООО «Сибстройкапитал», уверяет, что серьезных проблем с домом не возникало, но особенности были. В частности, компания решила применить нетрадиционную технологию нанесения декоративной штукатурки.
— Мы пришли к выводу, что наиболее практичным будет наносить с помощью так называемых пульверизаторов, компрессора. Нанесение штукатурки ускоряется в два-три раза. Срок службы, заявленный производителем, — до 20 лет. То есть это и быстро, и качественно, и позволяет скрыть все неровности. Это была новая для нас технология, но тем не менее справились успешно, — рассказал Василий Угрин.
Чтобы выяснить, насколько качественно выполнены работы, представители минЖКХ области и регионального оператора выехали на объект с инспекцией. Осмотрев здание, пришли к выводу, что все в норме. В целом объем работ проделан большой: приведены в порядок внутридомовые инженерные системы водо-, тепло- и электроснабжения, подвал, фасад. Теперь дом находится на гарантии. Если во время гарантийного периода обнаружатся дефекты, подрядчик должен будет исправить их за свой счет.
Бывает, даже не начинают…
Хотя в сфере капремонта накоплен довольно большой опыт, жалобы от собственников продолжают поступать. Приемка работ идет с участием собственников, но многие дефекты выявляются не сразу, а в процессе эксплуатации зданий.
— Сейчас есть такая тенденция, что увеличивается количество жалоб по гарантии, — прокомментировал ситуацию первый заместитель исполнительного директора Фонда модернизации ЖКХ региона Дмитрий Кулешов. — Это связано с тем, что домов отремонтировали много. Гарантия — пять лет. Специалисты фонда, управляющие компании фиксируют жалобы, и подрядные организации исправляют. В основном претензии по фасаду — отслоение штукатурки. Но, можно сказать, здесь не только подрядная организация виновата. Еще может быть вина УК, которая обслуживает дом и допускает нарушения — например, банальное несоблюдение норм по уборке снега.
Фото Алексея Танюшина.
По инженерным сетям и крышам нареканий, по словам спикера, поступает меньше. Но, возможно, просто потому, что такие дефекты практически сразу выявляются. С недобросовестными компаниями, к которым есть серьезные претензии, фонд расторгает договоры.
— При расторжении договора мы отправляем информацию в УФАС, и они принимают решение о зачислении в списки недобросовестных подрядчиков по всей России, — уточнил Дмитрий Кулешов. — А по Новосибирской области мы уже автоматически вычеркиваем такие компании из списка добросовестных. В этом году было пять случаев. Процедуры по нескольким еще ведутся. Однако перед расторжением договора мы тоже соблюдаем все процедуры. Пытаемся довести капремонт до конца, потому что после расторжения должна быть переторговка объекта, а это занимает от полутора до двух месяцев. Ремонт находится в подвешенном состоянии, и собственникам это доставляет дискомфорт.
Сложности возникают как в региональном центре, так и в районах области, отметил Дмитрий Кулешов. Например, недавно расторгнут договор со строительной организацией из Омска, которая должна была ремонтировать дома в Татарском районе, но на объекты попросту не вышла. Поскольку работы даже не были начаты, собственники не ощутили дискомфорта, пояснил спикер, однако срок капремонта домов отодвинулся, и это тоже плохо. Конечно, никаких денег подрядчики не получили.
— По договору мы перечисляем подрядчику аванс, только когда 30 процентов работы уже выполнено, — напомнил Дмитрий Кулешов.
Если у подрядных организаций возникают сложности в процессе работ, они могут обратиться в фонд и проконсультироваться. Если же бригада даже не выходит на объект, это говорит о внутренних проблемах в компании, считает исполнительный директор фонда.
Меньше домов, больше «квадратов»
В предыдущем номере «Советская Сибирь» уже сообщала читателям, что в планах области по капремонту не меньше 600 домов в год. Ведь до 2043 года нужно успеть сделать все, что обозначено в программе.
Фото Алексея Танюшина.
— В текущем году запланировано выполнить капремонт 640 многоквартирных домов. Это меньше, чем в прошлом году — тогда сделали 729 домов, — конкретизировал Алексей Нечунаев, начальник управления жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства минЖКХ Новосибирской области. — Вызвано это тем, что первоначально по программе шли дома ранних годов постройки, с большим процентом износа. Как правило, это небольшой площади двухэтажки, их делали быстрее. Сейчас мы перешли на ремонт пяти-, девяти-, десятиэтажек. Площадь капремонта увеличивается, количество работ растет, и сроки выполнения — тоже.
Чтобы максимально сбалансировать программу, нужно повышать собираемость взносов на капремонт, считает Дмитрий Кулешов. Но при включении домов в программу специалисты не обращают внимания на собираемость. Тем более что ситуация может быстро меняться.
— Собираемость — это такой показатель... Сегодня 50 процентов, а после того как собственники увидели, как отремонтировали дом у соседей, поднимается до 95 процентов, — отметил Дмитрий Кулешов.
Таким образом, люди должны видеть, что программа работает. Это главное.