В Советском районе Новосибирска мама одного из школьников за год написала в учебное заведение более двухсот писем. В них она требовала менять форму обучения, забирала ребенка из класса и снова возвращала. Конструктивным такое общение со школой и ребенком не назовешь. Однако сегодня в регионе создается другая, более эффективная система взаимодействия родителей со школой. Как по-новому родители участвуют в образовательном процессе, чего достигли и почему на это возлагаются большие надежды, обсудили на областном родительском собрании в правительстве региона.
Взяли на контроль
Первое областное родительское собрание прошло в Новосибирске в марте 2016 года. Тогда и заговорили о необходимости активного участия родителей в делах ребенка совместно с педагогами, о родительском контроле, независимой оценке качества образования, помощи учебным заведениям в организации развития детей. За год во всех территориальных районах области создали муниципальные родительские комитеты, в которые вошли самые активные и неравнодушные, успевшие заглянуть в школьные и детсадовские кастрюли, организовать кружки шитья и других интересных занятий, читать лекции и проверить детские лагеря. В свою очередь, в областной родительский комитет вошли 42 человека — по одному представителю от каждого родительского муниципалитета. Созданы комиссии по безопасности, питанию, отдыху детей и прочие объединения, сфокусированные на наиболее важных сторонах жизни детей.
— Важно, как будет выстроен диалог в интересах детей, поскольку между педагогами и родителями есть определенная напряженность. Например, более чем в двадцати процентах обращений родители говорили о нарушении прав ребенка, — говорит Любовь Зябрева, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области. — Разбираясь в этих вопросах, мы видели, что порой и родители, и педагоги не могли сделать шаг навстречу друг другу. Если это непонимание удастся устранить, это будет победой.
Совместными усилиями
По словам сопредседателя областного родительского комитета Александра Токарева, с момента запуска проекта больше внимания стало уделяться содержанию образования, повышению роли семьи в воспитании детей, поиску новых форм взаимодействия школы и семьи. Организованы мероприятия, пропагандирующие культурные, духовные и социальные ценности, общественное признание получили социально успешные и активные семьи. Обсуждаются наболевшие проблемы, предлагаются пути их решения, рассматриваются трудности или, напротив, успехи взаимоотношений образовательных организаций и родителей.
По мнению губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого, без объединения усилий родительской общественности и педагогического сообщества будет невозможно решать задачи, которые стоят перед регионом, — повышение качества образования, создание условий для самореализации ребенка.
— От того, какой диалог мы выстроим в нашем сообществе, какие более эффективно работающие системы образования найдем, какие ценности мы дадим подрастающему ребенку и взрослеющему подростку, зависит успех нашей работы, — подытожил глава региона. — Уверен, что и областной родительский комитет, и областное родительское собрание станут площадками для такого диалога. Диалога не во имя цифр, статистики, показателей, а во имя детей.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №18 от 5 мая 2017 года