Опера начинается с пролога. На сцену выходит Тонио – актер, который приезжает вместе с труппой в итальянскую деревню. Играет роль горбуна, над которым все издеваются. Одновременно он и рассказчик оперы «Паяцы». Объясняет зрителям, как она создавалась, и что актеры, как и все люди, наделены чувствами и страстями. Это лейтмотив оперы.
– Накопленная ярость появилась у героя Тонио за все эти годы, когда над ним очень много издевались, к концу оперы этот персонаж просто взлетает в этой ярости, и в конце он нам говорит: финита ля комедия! Но вопрос: для кого она кончилась? И тут зритель сам должен для себя выбрать, – говорит солист Новосибирского театра оперы и балета Валерий Гордеев.
Жизнь, настоящие чувства и игра на сцене тесно переплетаются. Канио – актер, который ревнует жену и заигрывается настолько, что убивает ее любовника. Постановка в стиле веризма. Автор стремился изобразить саму жизнь без прикрас. Опере уже 125 лет. С тех пор вышли тысячи постановок по всему миру. Сегодня на сцене новосибирского оперного «Паяцы» в прочтении петербургского режиссера. Действие из 19 века перенесли в середину 20-го.
– После ужасных катастроф военного времени хотели каких-то чистых чувств, и поэтому мы перенесли действие ближе к нам, чтобы мы стали ближе, потому что чувства остались теми же. Ничего не изменилось за это время, – говорит режиссер Мариинского театра города Санкт-Петербурга Иркин Габитов.
Постановщики старались не отходить от оригинала, но свою изюминку все же внесли.
– В «Паяцы» недооцененная партитура. Многие поколения дирижеров, даже выдающихся, по разным причинам не открывали в ней всего, что там написано. Эта партитура гораздо более тонкая и иногда почти импрессионистичная, – считает дирижер Валентин Урюпин.
Премьера оперы итальянского композитора Леонкавалло состоялась в далеком 1892-м. Но режиссер и актеры уверены: произведение зреет до сих пор, и каждый постановщик находит в нем новые краски.