История возникновения праздника
Казанскую икону Божией Матери обрели 8 июля (по старому стилю) 1579 года в столице Казанского ханства через четверть века после покорения его царём Иоанном Грозным. Летом этого года город охватил мощный пожар, от которого пострадали многие городские дома. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через некоторое время стрелец решил на месте сгоревшего дома начать строить новый. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле на месте недавнего пожара Её икону.
О ночном видении девочка рассказала своей матери, но та не придала словам дочки никакого значения. Видение повторилось, и вновь мать не обратила своего внимания на слова дочери. После третьего явления Богородицы Матрона со слезами упросила свою мать исполнить повеление Божией Матери. Поскольку ни архиепископ, ни воевода не поверили словам матери Матроны, то за дело взялись добровольные помощники, которые начали разгребать пепелище в указанном месте.
Вместе со взрослыми работала и девочка Матрона, и именно она нашла чудотворную икону на месте, где в сгоревшем доме когда-то стояла печка. Все работавшие на пепелище увидели сияющий чудным светом образ Божией Матери. Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обнаруженной иконы стало стекаться множество народа. После молебна обретенная икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор.
Выглядела новоявленная икона не совсем привычно. На большинстве образов младенец Христос сидит у Своей Матери на руке и лишь на некоторых Он стоит рядом. Именно так и выглядела найденная икона, которую назвали по месту её обретения Казанской, а день её обретения включили в церковный календарь.
Казанская икона в истории Российского государства
Весть о явления иконы в городе Казани облетела всю страну и с неё стали делать многочисленные списки (копии). Казанская икона вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении страны от польской оккупации. В память избавления Москвы и России от поляков 22 октября по старому стилю (а это 4 ноября по стилю новому) был установлен второй, осенний, праздник Казанской иконе Божией Матери.
Осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери в дореволюционной России был включён в список неприсутственных дней, то есть был нерабочим. А с 2005 года он стал нерабочим и в современной России, так как в день празднования Казанской иконе Божией Матери россияне также празднуют День народного единства.
После освобождения Москвы Казанская икона стала в России одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы. Она стала считаться не только охранительницей Восточных рубежей страны, но и вообще символом несгибаемости русского войска. Перед ней в 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). А в 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед этой иконой молился князь Михаил Кутузов.
Прославившиеся в разных местностях списки иконы стали почитаться как чудотворные и были внесены в православный месяцеслов с добавлением названия местности, где они прославились. Например, Казанская Витебская, Казанская Коробейниковская и т.д. К настоящему времени их уже насчитывается пятнадцать и все они чтутся в день осенней Казанской, то есть 4 ноября.
Казанская икона в современной России
После революции многие храмы в России были разрушены. Не минула чаша сия и храмы в честь Казанской иконы Божией Матери. Так, в Москве снесли знаменитый Казанский собор на Красной площади, расположенный рядом с ГУМом. А, когда по всей России стали восстанавливать разрушенные храмы, неожиданно явились на свет все размеры уничтоженного Казанского собора. Оказалось, что московский архитектор Пётр Барановский накануне сноса храма успел снять все его параметры и завещал сохранить их до лучших времён. Когда эти времена наступили, Казанский собор был восстановлен.
Был когда-то Казанский храм и в Новосибирске, который располагался в начале улицы Сузунская (современная улица Восход). В настоящее время на этом месте стоит многоэтажный дом, но в Новосибирской епархии построены два величественных храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Это храмы в Первомайском районе рядом с Инским кладбищем и на ВАСХНИЛе. И хотя ВАСХНИЛ (город Краснообск) относится к области, расположен он между двумя городскими районами и многими новосибирцами считается частью города. Так что в этих храмах 21 июля будет престольный праздник.
Что можно делать 21 июля, а что нельзя
21 июля, в отличие от 4 ноября, никогда не являлся выходным. А потому, если он не приходился на воскресенье, в этот день все трудились. Так что, распространяемая некоторыми изданиями информация о том, что в этот день грех работать, не имеет под собой никакого основания. Даже наоборот, ни в коем случае нельзя увиливать от работы. Отпроситься на службу в храме, это одно, а вот уклоняться или перекладывать положенную тебе работу на другого, считается большим грехом. Ещё апостол Павел осуждал бездельников, говоря: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Родившееся от этих слов крылатое выражение «Кто не работает, тот не ест» стало одним из официальных советских лозунгов, клеймящих тунеядство.
Но, тем не менее, в день празднования Казанской иконе Божией Матери существуют определённые запреты. В этот день нельзя ругаться, нельзя отзываться о ком-то плохо или желать ему плохое, нельзя брать чужое – в общем, нельзя грешить. Правда, грешить не рекомендуется и в другие дни, а не только 21 июля.