За проходной гостей встречает символ завода – самый первый вертолет, который здесь отремонтировали в далеком 1966 году. Специально к юбилею предприятия инженеры разыскали машину. «Его нашли под Краснодаром, лежал в лесу, от него остались одни железки. Все это привезли нам сюда наши молодые парни», – рассказывает старший хранитель музейных фондов АО «НАРЗ» Владимир Малиновский.
Сегодня на заводе восстанавливают различные модификации вертолетов марки «Ми». Машины, что попадают в цех, разбирают до винтика, достают всю начинку. Некоторые агрегаты, например, шасси или винты, необходимо проверить на наличие дефектов. Это делают здесь, на участке магнитно-порошкового контроля.
«Эта деталь автомата перекоса вертолета, одного из самых существенных агрегатов управления вертолета. И если мы пропустим вот такую, во время полета разлетится вся верхняя часть вертолета. А теперь смотрите: есть трещина? Вот это начало разрушения детали автомата перекоса», – объясняет Владимир Малиновский.
Работа так называемого дефектоскописта – очень напряженная. Нельзя терять концентрацию, поэтому через каждый час полагается 15 минут отдыха.
«Мимо нас ни один вертолет не проходит, поэтому это один из самых важных участков», – говорит дефектоскопист Вадим Аникин.
Одновременно в работе на заводе могут находиться несколько десятков вертолетов, как боевых так, и гражданских.
«У нас портфель заказов разнообразный, есть часть и гособоронзаказа, и российских авиакомпаний, и иностранные вертолеты ремонтируем. Если в каком-то направлении есть небольшой провал, компенсируем за счет других», – сообщил управляющий директор АО «НАРЗ»Алексей Белых.
Кстати, когда вертолет поступает в ремонт, с него снимают краску под сильнейшим напором воды. Задача – проверить все до последней клепки, а покрытие может мешать. У летчиков-испытателей график работы плавающий. Может за день несколько вылетов сделать, а может месяц ждать, пока поднимется в небо.
«Вся авиация – это риск, а у испытателей помноженный на какую-то кратность, нет математической формулы измерения опасности, риск всегда разный», – отметил начальник летно-испытательного комплекса Евгений Яваренко.
На заводе не только модернизируют вертолеты, «НАРЗ» под ключ создает ремонтные базы по всему миру. Шесть уже завершены, две в работе. Есть и свой учебный центр, где готовят специалистов ну и проводят экскурсии для школьников, чтобы авиация стала ближе и понятнее.
Сейчас на заводе создали конструкторское бюро, чтобы по желанию заказчиков модифицировать «начинку» вертолетов, то есть не только давать вторую жизнь машинам, но и усовершенствовать конструкции и агрегаты.