С 2017 года изменилась система предоставления господдержки сельхозпроизводителям. Теперь государство будет напрямую компенсировать банкам (таких всего десять) часть процентной ставки. Для получателей она будет всего пять процентов. Казалось бы, все хорошо, но есть одно но.
— Для нашего региона федеральный центр выделил в этом году 95 миллионов рублей на компенсацию процентной ставки по кредитам, — рассказывает директор Новосибирского филиала Россельхозбанка Станислав Тишуров. — Таким образом, общая сумма таких кредитов составит около миллиарда рублей. Мы уже получили заявок на сумму 1 миллиард 281 миллион рублей, и Россельхозбанк одобрил заявки на 736 миллионов рублей.
Иными словами, уже сейчас, в феврале, лимит на льготные кредиты практически израсходован. Как говорится, кто успел, тот и съел. Но этих денег на посевную и уборочную явно не хватит. По словам министра сельского хозяйства Новосибирской области Василия Пронькина, в прошлом году на эти цели потребовалось 6,5 миллиарда рублей, из которых 2,6 миллиарда ушло непосредственно на весенние полевые работы. То есть фактически на получение льготных кредитов может рассчитывать одно предприятие из семи. Как быть остальным?
Есть еще один нюанс. С нынешнего года государственную помощь будут распределять по регионам с учетом их климатических условий: где климат суровый, получат больше, где мягче — меньше, а благодатные регионы вроде Ставрополья или Белгородской области и вовсе останутся без поддержки. У нас областями, неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, признали Томскую и Кемеровскую области, а также Республику Алтай. Вот и получилось, что сумма на компенсацию части процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей в Томской области (где аграрный сектор не слишком развит) чуть ли не вдвое больше, чем для нашего региона. Такой вот перекос.
— От имени губернатора уже подготовлено письмо в Министерство сельского хозяйства России. В нем говорится о необходимости выделения на компенсацию процентной ставки по льготным кредитам не менее 240 миллионов рублей, — отметил Василий Пронькин. — Кроме того, по существующему порядку региональные министерства сельского хозяйства сегодня лишены возможности как-то влиять на решение о выделении льготных кредитов. Это исключительно прерогатива банков. Только они решают, кому давать кредит, а кому нет.
Комментарии
Олег Подойма, председатель комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Этот вопрос имеет огромную важность как для агарного сектора, так и для всего нашего региона. Сельскохозяйственные предприятия без государственной поддержки зачастую становятся убыточными. Я полагаю, что нам следует обратиться от имени комитета к сессии Законодательного собрания, чтобы она, в свою очередь, направила обращение в Правительство России и Государственную думу по поводу выделения дополнительных лимитов на льготное кредитование. Необходимо также рассмотреть возможность использования средств областного бюджета на компенсацию процентной ставки по кредитам сельхозпредприятий. Финансирование посевной сейчас под вопросом, но время выправить ситуацию еще есть.
Денис Субботин, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Вопрос о размере компенсации процентных ставок не входит в компетенцию банков и регионального минсельхоза. Факт остается фактом: денег выделили мало, и сейчас только одно из семи предприятий АПК может получить льготный кредит. Сомневаюсь, что до начала посевной на уровне Федерации что-то изменится. Но в наших силах попробовать разрешить эту ситуацию. С моей точки зрения, выход тут один: надо дотировать кредиты из областного бюджета. Учитывая то, что рыночная ставка за кредит будет около 13 процентов, потребуется 140 миллионов рублей. И с этим надо обратиться к бюджетному комитету.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №8 от 22 февраля 2017 года