У прабабушки мирового балета много раз меняли название, музыку и хореографию. «Худо сбереженная дочь», «Обманутая старуха» и «Балет о соломе» – под любым наименованием спектакль становился хитом на самых разных сценах. В Новосибирске «Тщетную предосторожность» покажут в эталонной хореографии Фридерика Аштона на музыку Луи Жозефа Фердинанда Герольда.
Сложнейшие балетные партии перемежаются шуточными пантомимами. Мимика артистов в «Тщетной предосторожности» делает большую часть спектакля. В помощь действию множество эффектных сцен – в середине второго акта крестьяне в поле танцуют под майским деревом, разражается гром, и незадачливый богатый жених улетает в небо на зонтике.
Впервые сцены из канонической версии «Тщетной предосторожности» – такая же идет в королевском театре Ковент-Гарден – зрители НОВАТа увидели в прошлом году во время гала-концерта с участием Николая Цискаридзе. Партия вдовы Симоны в его исполнении сорвала овации. Теперь «Тщетную предосторожность» исполнят полностью. Сам Цискаридзе выйдет на сцену 11 и 12 февраля. Билеты уже раскуплены.
На дневном спектакле 12 февраля комичную старуху сыграет Михаил Лифенцев. Он же играл Симону на предпремьерном показе. По словам артиста, работать над ролью начинал без большой охоты, но в процессе увлекся. Один из главных хитов «Тщетной предосторожности» – танец в сабо пришлось долго репетировать и привыкать к специфической обуви.
По словам руководителя балетной труппы Леонида Сарафанова, помимо трех премьерных показов в феврале, два из которых будут в звездном составе, балет дважды покажут в марте. Насколько часто он будет встречаться в афише, пока зависит от отклика зрителей. Новосибирская труппа готова показывать этот сложнейший спектакль без помощи приглашенных звезд, считает Сарафанов.
«Несмотря на легкий, простой сюжет, хореография очень сложная. Очень много пантомимы, танцы на износ и точная филигранность исполнения движений. Здесь должны искры лететь от стоп. Точность должна быть зашкаливающая. Мне кажется, наши артисты справляются замечательно, я им очень благодарен», – заявляет руководитель балета.
Для Леонида Сарафанова это первая постановка в новой должности на сцене НОВАТа. Сейчас нужно еще подтянуть кордебалет, но в целом артисты труппы способны справиться с партиями любой сложности. В «Тщетной предосторожности» заняты артисты НОВАТа Ольга Гришенкова, Евгений Басалюк, Михаил Лифенцев, Никита Ксенофонтов. Роль жениха-неудачника также исполняет лауреат международных конкурсов японец Коя Окава.
«Мне бы хотелось, чтобы мы научились справляться без приглашенных артистов. Они нам нужны, они нам показывают и задают определенный уровень, но мне бы хотелось, чтобы мы все реже и реже к ним прибегали и справлялись своими силами. Такая моя мечта», – заявляет Сарафанов.
Новосибирская постановка «Тщетной предосторожности» появилась при поддержке Королевского балета Бирмингема. Точно такая же идет в Санкт-Петербурге, на сцене Михайловского театра. Как говорят артисты, в заданных рамках хореографии и костюмов этот спектакль каждый раз получается разным за счет актерской игры. Главный эффект от «Тщетной предосторожности» – зрители должны уходить, пританцовывая и напевая.