Идея проекта родилась из осознания общих ценностей и схожих миссий. Как отметил Андрей Тумкин, «Автотека», ставшая для многих нарицательным названием для любых сервисов проверки авто, по сути, является хранилищем данных из достоверных источников — цифровым аналогом библиотеки в своей области. В ней 100 миллионов сформированных отчётов. Причем в основном прирост идет за счет молодых людей
По мнению гендиректора РБК Вадима Дуды, у молодежи, возможно, возвращается тренд на достоверность, на поиск правды.
"Людям хочется не просто посмотреть видео или тик-ток, где сказано: "Не переживай, машина отличная", им хочется покопаться в истории, найти данные. Думаю, то же самое происходит и с библиотекой: люди не хотят доверять одним только коротким клипам в сети, они пытаются докопаться до истины, в том числе обращаясь к нашим книгам, к нашим фондам". - считает Вадим Дуда.
Одной из целей проекта стало укрепление доверия, которое является ключевым активом как для библиотеки, так и для сервиса проверки авто.
«Тут прямая аналогия. Если говорить об "Автотеке", то ей уже доверяют: если бы достоверности не было, пользователи, конечно же, столько отчетов бы не сформировали. Такая цифра говорит о многом. Но в целом — да, мы используем государственные источники данных, официальные и другие источники, в том числе те, к которым просто так доступ не получить". - говорит Андрей Тумкин.

Вадим Дуда проводит другую, неожиданную параллель: работу сервиса он сравнивает с работой библиографа — специалиста, который знает, где и как найти достоверную информацию.
«По сути, ее отчеты — это работа библиографа, который отслеживает различные ссылки, подбирает достоверные источники для того, чтобы предоставить полную картину состояния автомобиля», — отмечает он.
Воплощением партнёрства стала инсталляция в холле библиотеки, визуализирующая эволюцию работы с информацией. Её концепция —
«Когда проверяешь прошлое — открываешь будущее» — раскрывается через сочетание архивных материалов и цифровых технологий.
Здесь соседствуют инструкции ГАИ 1930-х годов, схемы из советских методичек по ремонту и современные отчёты сервиса. Оценку состояния автомобиля показывают через плакаты ремонтных мастерских прошлого века, иллюстрации дефектов из профессиональных пособий и интерактивные схемы повреждений, созданные с помощью ИИ. Архивные объявления и ценники контрастируют с цифровыми отчётами по истории эксплуатации.
«Сейчас мир уходит в цифровое пространство, тебе никуда не надо ходить — ту же машину можно проверить сидя дома на диване, после связаться с продавцом, и все. — комментирует Андрей Тумкин. — А 50 или 60 лет назад необходимости в проверке автомобилей не было, но нужна была другая информация: как им управлять, как его ремонтировать, потому что раньше ты либо ремонтируешь его сам, либо он у тебя стоит в гараже. В библиотеке как раз можно найти все эти инструкции, схемы".
Статистика РГБ подтверждает тренд: доля читателей в возрасте от 18 до 30 лет выросла по итогам 2024 года на 69%. Вадим Дуда связывает это с возвращающейся модой среди молодёжи на интеллект, глубокие системные знания и критическое мышление. «Читать книги — это один из очень хороших способов оставаться молодым и, конечно, добиваться успеха», — говорит он.
На вопрос о том, какие источники можно считать достоверными, руководители дают схожие ответы, основанные на принципах верификации. Для Дуды эталон — книга, за которой стоит коллектив авторов, редакторов и научных консультантов, проверяющих факты. Для Тумкина — официальные государственные базы данных, информация от официальных дилеров и компаний с выстроенными бизнес-процессами.
Таким образом, проект «Автотеки» и РГБ выходит за рамки простой акции. Он становится символичным жестом, указывающим на общую тенденцию: в эпоху информационного шума ценность проверенных, верифицированных данных только возрастает. И как показывает практика, новое поколение, вопреки стереотипам, готово эту ценность осознавать, совмещая цифровые инструменты с глубинными знаниями из «храмов информации» — библиотек.





Комментарии