Аварии на теплотрассах – как не заморозить Новосибирск

За последние две недели случилось множество коммунальных аварий. Фото с сайта nso.ru.
Последние две недели ознаменовались чередой коммунальных аварий.

27 ноября из-за аварии на теплотрассе весь день просидели без тепла жители 69 домов в центре Новосибирска, накануне больше сотни домов остались без отопления в Октябрьском районе. Но самая громкая коммунальная авария произошла на прошлой неделе: тогда в тридцатиградусные морозы жители 43 многоквартирных домов на Северо-Чемском три дня провели в не­­отапливаемых квартирах. Это повергло в уныние не только жителей микрорайона, но и весь 1,5-миллионный Новосибирск: подобное может случиться с каждым?

Напомним, тепло в Кировском районе пропало вечером 19 ноября. К утру температура в квартирах опустилась до 14 °С, а в некоторых комнатах градусник фиксировал 6  °С — именно тогда в Новосибирск пришли 30-градусные морозы. Жители замерзали в квартирах, семь детских садов и школ остались без отопления и приостановили работу. Не было тепла и в поликлинике № 13 — чтобы не останавливать прием посетителей, пришлось включать в кабинетах обогреватели. Жители обрывали телефоны диспетчеров управляющей компании и единой диспетчерской мэрии. Но ответ был один: авария на теплотрассе, ждите.

К ремонту дефекта трубы на улице Комсомольской, 4 приступили оперативно. Ситуация находилась под личным контролем губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, который прервал работу на форуме «Транспорт России — 2019» и срочно вылетел в Новосибирск, чтобы проконтролировать ход работ по восстановлению теплоснабжения в жилых домах и социальных учреждениях. На месте аварии организовали оперативный штаб с участием представителей министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области, МЧС, Сибирской генерирующей компании и мэрии города Новосибирска. Чтобы помочь населению, оставшемуся в трескучие морозы в неотапливаемых квартирах, мэрией вместе с правительством области и МЧС было принято решение по выдаче населению отопительных приборов. Но их катастрофически не хватало. Всего выделили 88 электрических радиаторов, при этом без тепла остались 43 многоквартирных дома.

— Нам обогревателя не хватило, — рассказывает Ольга, проживающая в доме по адресу ул. Чемская, 12. — У нас ребенок маленький — 4 года, пришлось надевать на него несколько слоев одежды.

Те, кому не досталось обогревателей, спасались дополнительной одеждой или шли в организованные оперативным штабом пункты временного размещения на базе школ на ул. Чигорина, 8; ул. Чемская, 8; ул. Урманова, 26. Там готовы были принять жителей и обеспечить их горячим питанием, но многие остались недовольны организацией работы пунктов.

— Сходили мы в этот пункт, думали, может, там кровати поставили, чтобы можно было ночь в тепле провести, — рассказывает Светлана ГРОМОВА, жительница дома на улице Комсомольской, 8. — Нет, нам просто предложили посидеть в спортзале на лавочках.

А в это время аварийные бригады в непростых погодных условиях делали все возможное, чтобы устранить аварию. Но едва дефект, приведший к аварийному отключению тепла, был устранен, как на том же участке обнаружился новый прорыв. Сроки подачи тепла в квартиры опять откладывались. Только 21 ноября, после полутора суток без отопления, тепло начало возвращаться в дома жителей Северо-Чемского.

— 21 ноября с 16:30 начат запуск системы отопления по домам. Эта работа ведется управляющими компаниями, и она займет определенное время, через несколько часов отопление будет полностью восстановлено, — объявил директор по тепловым сетям СГК Антон БАЕВ. В чатах и в соцсетях жители поздравляли друг друга с окончанием «ледникового» периода. Но не все — многие признаются, что тепло вернулось в квартиры еще лишь через 12 часов после восстановления теплоснабжения. Причина — в недостаточно оперативной работе управляющих компаний.

— В диспетчерской мэрии мне сказали, что отопление запущено, скоро будет тепло. Я позвонила нашему инженеру в ЖЭУ и уточнила, запустят ли нам сегодня отопление, — рассказывает Светлана Громова. — Она сказала, что слесари работают, никто не уйдет домой, пока тепла не будет у всех. Уточнила номер квартиры. В шесть часов вечера, когда муж возвращался с работы, возле дома стояла аварийная машина и шли разговоры о том, что нужна газовая горелка — стояк в подвале перемерз, потому что работники УК не слили воду в стояке. Отогрели — в итоге лопнула труба. Начали сваривать. Все сделали, но тепло так и не пошло. Начали сливать воду. А тепла все нет. Уже муж в итоге пошел смотреть, что делают в подвале. Рассказывал, что они эту воду по капле цедили и только после его замечания наконец слили воду нормально. И все заработало — это было около полуночи.

Светлана рассказывает, что от постоянных отключений отопления жители этого микрорайона страдают не первую неделю — с октября в доме перебои с теплом. По ее словам, за несколько дней до аварии шли ремонтные работы на том же самом месте, где произошла авария.

— 25 октября был огорожен тот же самый участок, что и в этот раз, и была табличка, что идут работы по ремонту теплотрассы. Окончательно тепло к нам вернулось только 8 ноября, — говорит девушка. Тогда в квартирах отключали отопление в дневное время, не всегда возвращая его и ночью — жителям постоянно приходилось включать обогреватели. По словам девушки, счет за электроэнергию за октябрь у нее составил 2500 рублей. Она с ужасом предполагает, какие счета выставят в ноябре после недавней аварии. Но директор Новосибирского филиала Сибирской генерирующей компании Андрей Колмаков пообещал, что фактические начисления за тепло для собственников квартир в домах, которые двое суток оставались без отопления из-за аварии на теплосети, будут производиться с момента, как температура в жилых помещениях стала нормативной.

Однако куда больше счетов за электроэнергию жителей волнует возможность повторения аварии. Люди обсуждают фотографии разорванных труб, которые СГК выкладывала во время ремонта. «Там же дыра на дыре, — с ужасом пишут жители в интернете. — Здесь сейчас поменяли — в другом месте рванет!»

— На данном участке коммуникации достаточно изношенные, они 1988 года, поэтому и на устранение аварии было затрачено больше времени, чем планировалось изначально, — говорит министр ЖКХ региона Денис АРХИПОВ.

Очевидно, что трубы необходимо менять, причем в ближайшее время. Однако, по информации СГК, не все коммуникации находятся в зоне их ответственности. Протяженность тепловых сетей, находящихся в эксплуатации у теплосетевого подразделения СГК в Новосибирске, 3020 км, из них лишь 643 км находятся в собственности, а 2377 км — на условиях аренды или концессии. Андрей Колмаков утверждает, что участок на улице Комсомольской находится в собственности мэрии, а значит, именно с ней должен прорабатываться вопрос замены внутриквартальной трубы на Северо-Чемском жилмассиве. Капитальный ремонт магистральной сети на этой же улице, по его словам, стоит в планах на 2021 год.

Этим летом сотрудники СГК заменили в Новосибирске около 5 километров магистральных теплотрасс, потратив на подготовку теплосетевого комплекса к зиме 720 млн рублей. Между тем к качеству работ возникли вопросы: если трубы на Комсомольской находились в столь плачевном состоянии, почему летние испытания не показали возможность прорыва? Ответ на этот вопрос даст специальная проверка Ростехнадзора.

— Сибирским управлением Ростехнадзора организована внеплановая проверка СГК. В частности, должны быть даны ответы на вопросы, по какой причине испытания тепловых сетей, проведенные в межсезонье, не выявили данных проблемных участков, — сообщил министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов в ходе оперативного совещания в региональном правительстве.

Мы будем следить за развитием событий.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №48 от 29 ноября 2019 года.