Новосибирск -11.2 °C
  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ
  2. История

Архивы самиздата 60-х впервые рассекретили в Новосибирске

Архивы самиздата 60-х впервые рассекретили в Новосибирске
Об истории новосибирского литературного андеграунда рассказали новосибирцам. Фото автора
Тексты на обороте фотографий, чемоданы с рукописями, тетради и альманахи. Выставка «Бук-Арт: книгоиздание как самоорганизованная практика» открылась в Новосибирской областной научной библиотеке. Экспозиция составлена из авторских книг и журналов ручной работы, сделанных в Германии и России. Публикуется повторно в рубрике «Лучшие материалы VN.RU 2021».

Как говорят кураторы проекта, теперь, когда художники и поэты перестали рассчитывать на большие тиражи, самиздат вновь актуален. Книжки как предмет искусства делают для друзей или на заказ. Как выглядела неподцензурная литература XX века, можно увидеть на выставке в залах библиотеки. Собиратель коллекции сибирского самиздата, куратор «Студии 312» Антон Метельков и поэт Станислав Михайлов рассказали VN.ru об истории новосибирского литературного андеграунда.


Ахматова в Академгородке

Рассказывает Антон Метельков:

– Академгородок шестидесятых годов называют оплотом свободомыслия. Здесь жили правозащитники Лариса Богораз, Вадим Делоне, проходили выставки Грицюка, Шемякина, Эль Лисицкого; здесь пел Галич. Естественно, сильным было и самиздатовское движение, чаще не авторское.

Случилась такая история. Молодые академгородковские поэты готовили третий номер рукописного альманаха и попросили стихи у Анны Ахматовой. Написали в «Литературную газету»: мол, передайте, пожалуйста, Ахматовой Анне Андреевне, что мы хотим ее стихи напечатать в Академгородке. Письмо в КГБ попало, поэтов разогнали, но никого, по крайней мере, не посадили.

В то время самиздат в Академгородке был насыщеннее, чем в Новосибирске. Надо вспомнить влиятельного ученого Абрама Фета, который объединял местную среду. Он был связан с московскими диссидентскими кругами, и через него многие самиздатовские выпуски передавались. В его переводах выходил «Скотный двор» Оруэлла, публиковались независимые социологи, психологи. Некоторые статьи попадали на Запад и там издавались. Почти в каждой квартире в Академгородке имелся самиздат.

фото Екатерины Марковой

Фото автора

Чемодан Маковского

В городе существовал иной подход. Поэты Маковский, Овчинников и Денисенко изобрели такие понятия – тетражизм и нетакизм. Тетражизм придумал Маковский, он говорил, что принципиально пишет в тетрадь. У него тексты перемежались с математическими формулами, он был крутой математик. А нетакизм проповедовали Денисенко и Овчинников. Они сказали Маковскому: «Ах, ты тетражист! А мы тогда будем нетакистами. Вместо тетрадей стихи будем писать на отдельных листочках с картинками».

 фото Александра Фомича

Фото Александры Фомич

В ту пору в Советском Союзе царил некий скепсис по отношению к печатному слову и даже к тиражированию почему-то. В итоге образцов новосибирского городского самиздата 60-х годов сохранилось не так много.

Рассказывает Станислав Михайлов:

– Многие слышали про чемодан Маковского. Чемодан был не один. Толя Маковский – один из гениев неформальной поэзии неопримитивизма. Я был знаком с Анатолием. На улице 1905 года есть так называемый Дом скорняка. В этом особняке в конце восьмидесятых обосновалось Сибирское отделение издательства «Детская литература», которым руководил Александр Иванович Плитченко.

Потом создали издательство «Мангазея» и одноименный альманах. А Маковский, который вечно был бездомным, работал там истопником в котельной. И вдруг Анатолий получил наследство! Умерла мама и оставила ему пятикомнатную квартиру в центре Киева, много антиквариата и других ценностей. А времена стояли смутные, нехорошие. Он поехал. В общем, он был практически обречен. Несмотря на возмущение своей подруги, Маковский таскал с собой чемодан с рукописями. Благо, что Иорданский многое успел переснять, а что-то перепечатать. Поэтому пропало не так много.

Выставка в вытрезвителе

Продолжает Антон Метельков:

– Два стенда посвящены двум главным, на мой взгляд, героям новосибирского самиздата – Евгению Иорданскому и Олегу Волову. Евгений Иорданский наиздавал десятки талмудов. У нас в студии хранится большой архив Олега Волова, уже покойного, к сожалению. Его архив удалось спасти не весь.

фото из архива Гарольда Каплана

Выставка в вытрезвителе. Фото из архива Гарольда Каплана

«17 невидимок» – это такая блуждающая галерея, которую Олег изобрел. Выставки организовывали в совершенно разных местах. В школе, где они работали, на МЖК, даже в вытрезвителе была новогодняя выставка – 31 декабря. Мне прислал Гарольд Каплан из Москвы фотографии с этой выставки. А «Блюмкин приют» – это как бы издательство Олега Волова. Он издавал тиражные журналы – «Зелень», «Бестиарий», а также архив новосибирской поэзии. Он был, конечно, очень инициативный человек.

Интеллигентами они были. Иорданский институт геодезии и картографии окончил. Он работал инженером в «Воднике» и учил играть на гитаре Янку Дягилеву, когда Янка там училась. А Волов трудился в оперном театре работником сцены, а также вел кружок в ДК имени Ефремова, когда они с женой жили на левом берегу.

Музыкальный самиздат

Дальше идет отдельный блок про музыкальный самиздат, звучавший еще до появления рок-клуба. Рок-клуб, по-моему, в 1986 году возник в Новосибирске. До его появления кое-что издавалось, да и после тоже. Последним всплеском стала газета «Энск», которая выходила в первой половине девяностых. Я добавил сюда еще джазовый журнал «Квадрат», получился некий стереоскопический взгляд.

фото Александра Фомича

Фото Александры Фомич

Лента Стебиуса

А вот здесь уже два шага к современности. Товарищество «Космонавт» – это Курченко, Зонов и Лещенко. У Курченко масса прекрасного материала. Важно, что это уже девяностые годы. Курченко работал в мастерской «Красного факела», был художником театра «Красный факел». Там все собирались, и жизнь представляла собой непрерывный праздник. Любой поход в магазин превращался в карнавал. Самиздат существовал как одно из периферийных проявлений их деятельности и фиксации событий.

Продолжает Станислав Михайлов:

– Идея «Ленты Стебиуса» принадлежала, как ни странно, человеку достаточно консервативному. Ее придумал Плитченко – председатель Новосибирского союза писателей, автор книги «Матушка-рожь», почвенник – это одна сторона вопроса. Другое дело, что Александр Иванович был веселый человек. Он придумал «Лента Мебиуса», «Лента Стебиуса». Как- то очень быстро откликнулись Пасман и Шувалов, галерея «Зеленая пирамида», где проходил замечательный новосибирский конкурс «Гамбургский счет», в котором участвовали лучшие новосибирские художники. Потом Александр Иванович умер. И, собственно, выяснилось, что он и был пружиной. Это было забавно. На глазах появлялись стихи и появлялись картины. По моему стихотворению «Королева Элизабет» Сергей Гребенников нарисовал за пять минут блистательную картину.


Музей самиздата

Рассказывает Антон Метельков:

Собрано не так много. Границы явления достаточно размыты. Есть и кассеты, есть и какие-то просто листочки, листовки. Я-то считаю, что все проявления неофициальной культуры надо собирать. У нас в студии масса живописи, графики, фотографии, аудиозаписи каких-то интервью. В этом смысле, конечно, есть определенный резерв для дальнейших поисков, и он связан не только с бумажным самиздатом, а и с воспоминаниями, которые нужно обязательно собирать, и нужно это делать поскорее.

фото Александра Фомича

Фото Александры Фомич

Существуют две монографии моей коллеги Елены Савенко, она гораздо дольше, чем я, занимается сибирским самиздатом, то есть в некотором приближении это поле, конечно, исследовано. Но не думаю, что достаточно подробно. Есть два основных архива – Волов и Иорданский. Архив Волова находится у нас, архив Иорданского находится у Иорданского. Есть документы в Академгородке. С ними я знаком хуже, но наверняка там масса интересного.

Рук не хватает фиксировать историю, но нужно торопиться. В чем сложность самиздата? Это же неподконтрольная вещь. В чем его плюс – в том же самом его минус. Неизвестно, сколько было экземпляров каждого издания, неизвестно, где они могли сохраниться. Самиздат очень рифмуется с интернетом. По сути, те же самые вещи – бесконтрольное тиражирование, каждый может добавить что-то свое и дальше пустить в ход.

Олег Волов – (1960-2015 годы) поэт, прозаик и художник, основатель товарищества «Блюмкин приют». Организовывал выставки авангардных художников в школе на МЖК. В годы перестройки оказался меценатом неформального искусства. Под его руководством новосибирские художники расписывали заборы на барахолке. Росписи не сохранились, а архив самиздата, собранный Олегом Воловым, сейчас хранится в фондах «Студии 312».

Анатолий Маковский (1933 – 1995?) поэт. Потомок художников Маковских. Работал программистом в НИИ автоматизированных систем до 1978 года. После увольнения из НИИ занимался неквалифицированным трудом, работал истопником. В 1992 году переехал в Киев. Пропал без вести в 1995 году.

Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».

Районные СМИ

Новости раздела

Комплексное развитие автомобильного туризма, создание условий для комфортных путешествий по дорогам и стимулирование развития современной инфраструктуры вблизи туристических мест стали ключевыми задачами региональной программы «Развитие автомобильного туризма на территории Новосибирской области до 2035 года». Новую программу, подготовленную по поручению главы государства, будут выполнять совместно региональные министерство экономического развития и министерство транспорта и дорожного хозяйства.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: