Новосибирск -8.6 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Аляпистые вывески исчезнут с домов

04.03.2019
Аляпистые вывески исчезнут с домов
Слева: дизайн-кода нет. Справа: дизайн-код есть. Фото с сайта https://brandley.ru
К финальной стадии подходит разработка дизайн-кода Новосибирска. Совсем скоро с фасадов зданий исчезнут баннеры, сообщения о скидках и акциях, яркие рекламные плакаты.

Как еще изменится город, нам рассказал начальник отдела дизайна городской среды мэрии Иван Фаткин.

— Архитектурно-художественный регламент, так называемый дизайн-код, уже давно работает в разных городах страны. Почему же он до сих пор не действует в Новосибирске?

— Документы, регулирующие размещение рекламы и информационных вывесок, есть во многих городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани. Мы попытались скопировать московский регламент, но все оказалось не так просто: столкнулись с тем, что в первую очередь нужно разграничить понятия, которые будут употребляться в регламенте. Мы должны были дать определения, что такое рекламная конструкция, а что — информационная. Информационная сообщает о названии предприятия и профиле деятельности, например, аптека «Радуга», парикмахерская «Золушка». Не более того — ни перечня товаров и услуг, ни телефонов, ни интернет-адресов, ни информации о скидках и акциях. И сегодня мы пришли к тому, что, согласно новому архитектурно-художественному регламенту, на фасадах жилых домов можно будет размещать только информационные конструкции. Рекламные конструкции если и будут, то только высокотехнологичные — экраны, медиафасады. Но и места их размещения нужно выбирать очень аккуратно, чтобы не создавать неудобств жителям противоположных домов или помех водителям. И прежде чем принимать регламент, мы должны были четко развести понятия «реклама» и «информация».

Фото предоставлено предоставлено И. Фаткиным

— Кроме запрета на рекламу, какие еще изменения вводит новый регламент?

— Сегодня один из самых распространенных вариантов размещения рекламы или вывески — это баннер. Либо просто баннер, прикрепленный на фасад, либо ткань, натянутая на раму. Этот тип конструкции мы предлагаем больше не использовать. Мы не пионеры — подобная практика уже принята во многих городах. Предлагаем использовать баннерную ткань только в качестве лицевой поверхности световых коробов: благодаря внутренней подсветке такая конструкция выглядит более эстетично. Также исключим конструкции с внешней подсветкой на фасаде, останутся только с внутренним освещением. Никаких открытых светильников на вывесках быть не должно!

Изменения коснутся и конструкций на подложке. Сегодня есть несколько вариантов изготовления вывесок: отдельные буквы, буквы на одной общей подложке и световые короба, на которых буквы либо вырезаны, либо напечатаны. Так вот, по цветам подложки будут ограничения — подложки должны быть монохромные. Нужно уйти от дурновкусия, которое осталось с 80–90-х годов, когда шиком считалось писать разным шрифтом и разным цветом каждую букву.

Что касается шрифтов, ограничения будут по количеству гарнитур в одной вывеске — не более двух. Будет регулироваться размер букв и количество строк: информация не должна размещаться более чем в две строки.

— Будет ли какое-то подспорье предпринимателям в виде графического изображения рекомендуемых вывесок?

— В Саратове, например, регламент выглядит как графический альбом с минимальным количеством текста. Мы изначально разработали аналогичный альбом, но после того как вынесли его на публичное обсуждение, поняли, что для нашего города традиционно основой должен быть текстовый документ. А уже к этому документу мы сделали графическое приложение. Такой текстовый документ хорошо увязывается с рядом других нормативных актов, например с правилами благоустройства территории города Новосибирска.

К сожалению, из-за того, что текста не должно быть много, пришлось сильно сокращать правила. Поскольку архитектурно-художественный регламент будет приниматься постановлением мэра, он будет несколько гибче, чем правила распространения рекламных и информационных конструкций в городе Новосибирске, которые утверждаются Советом депутатов. Внесение изменений в решение Совета депутатов — очень непростой и длительный процесс, в данном же случае при выявлении недоработок или сложных моментов при реализации новых требований будет возможность достаточно оперативно их исправить. Например, сейчас должен быть принят документ, утверждающий гостевые маршруты Новосибирска. И тогда у нас возникает возможность по гостевым маршрутам вводить дополнительные требования.

Фото Алексея ЦИЛЕРА

— Не возникнет ли проблем с бизнес-сообществом Новосибирска? Ведь ограничения по рекламе коснутся их напрямую.

— На общественные обсуждения в НГУАДИ в прошлом году мы приглашали представителей бизнеса. Особых замечаний от них не поступало, потому что люди уже морально готовы к этим правилам: видели аналогичные документы других городов, понимают, что их ждет. К  тому же некоторые требования у нас даже мягче.

В общем-то, бизнес-сообщество уже готово к изменениям, особенно крупные российские компании, которые столкнулись с дизайн-кодом в других городах. Они уже сегодня разрабатывают общую стилистику оформления своих вывесок по всей стране, учитывая довольно строгие требования аналогичных документов, действующих в крупнейших городах. И мы постепенно переходим на новые стандарты: давая разрешение на размещение вывесок на недавно отремонтированных домах, учитываем будущий регламент.

Очень важно и то, что переход на новый регламент будет постепенным: те конструкции, которые сейчас, еще до его введения, получают разрешение на размещение, останутся на своих местах на срок до пяти лет. И даже когда дизайн-код вступит в силу, большинство из них будет размещаться до окончания срока действия разрешений.

— Как вы будете контролировать размещение: то ли это старая вывеска, то ли это новую вопреки всем нормам повесили?

— Вопрос о том, как не потерять контроль над ситуацией, нам еще предстоит решить. Думаю, мы не готовы в данном направлении повторить путь Москвы, где на конструкции, отвечающие требованиям дизайн-кода, разрешение получать не нужно. Такая форма предполагает усиленный контроль. Чтобы ежедневно отслеживать появление новых конструкций и принимать решение, соответствуют они параметрам или нет, как это делают в Москве, у нас (на сегодняшний день) не хватит штата. Поэтому мы обсуждаем, как регистрировать новые вывески. Скорее всего, будем создавать некую базу, в которой будем отмечать новые конструкции, старые с действующими разрешениями и те, что размещены незаконно. Но, скорее всего, предприниматели не будут получать разрешение, а будут уведомлять мэрию о размещении конструкции для ее последующего внесения в информационную базу. Каким будет архитектурно-художественный регламент, будет понятно примерно через два–три месяца, когда документ пройдет все юридические согласования.

Досье

Иван Фаткин, начальник отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. В 1997 году окончил Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию по специальности «дизайн архитектурной среды». В 2013 году работал начальником отдела архитектуры администрации Октябрьского района.

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: