Новосибирск 7.3 °C

Автобус под газом

16.03.2001 00:00:00

Ради чего ликвидировали одно из лучших ПАТП города?

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Человеку свойственно экспериментировать. Кто, к примеру, новый вид самогона откроет, кто социализм в отдельно взятой стране построить попробует, а кто просто начнет отрывать крылышки у мухи и смотреть, что из этого получится. Словом, тяга отдельного индивидуума к познанию неистребима - вопрос только, в каких масштабах и за чей счет.

Недавно «Красный проспект, 34» («ВН», 22.02.2001) сообщил:

«Планируется продолжить перевод муниципальных автобусов на более экономичное газомоторное топливо. В наступившем году на новое топливо будут переведены более 200 автобусов».

Вице-мэр, глава департамента транспорта, дорог и связи мэрии Владимир Кривушкин уточнил: «Управлением пассажирских перевозок начата реорганизация: ПАТП-8 объединено с ПАТП-9, создана база для перевода муниципального транспорта на сжатый газ, что сэкономит нам бюджетные средства».

А начальник управления пассажирских перевозок Валерий Новоселов, выступая перед депутатами городского Совета, сказал следующее:

«Что бы там ни писали отдельные журналисты, лично я посетил немало городов, где городской транспорт успешно работает на газовом топливе. Примеры? Пожалуйста - Одесса, Подмосковье, Самара, Омск, Красноярск. На сегодняшний день пока у нас установлено отечественное газовое оборудование на трех автобусах марки ПАЗ...»

Словом, новосибирские автобусы ждет светлое и экономичное газовое будущее. Ради этой перспективы успешно ликвидировано одно из лучших по экономическим показателям ПАТП-8, и освободившаяся площадка передана автобусопеределывающей конторе - как отметил в другом интервью господин Кривушкин, с последующим ее выводом из муниципальной собственности. Осталось только кричать «ура» и бросать в воздух чепчики...

Только вот любопытный вопрос: если транспорт на газовом топливе настолько выгоден, то почему ни один автомобильный завод - ни в России, ни в мире - не производит его серийно? Почему ни железнодорожный, ни водный, на авиационный транспорт по сей день на газ не перешел и в обозримом будущем, слава богу, не перейдет? Поиск ответов показывает, что не так все просто, как кажется.

Начнем с того, что газовое оборудование для автомобилей бывает двух видов - для сжиженного газа и для сжатого. Лет десять назад в Новосибирске уже состоялся эксперимент по переводу части «Волг»-такси на сжиженный газ. Особых преимуществ не обнаружили, а после того, как одна из машин торжественно сгорела синим пламенем (к счастью, без водителя и пассажиров), все это дело потихоньку прикрыли.

Сегодня речь идет уже об автобусах на сжатом газе. Новосибирцы даже могут наблюдать три экспериментальных ПАЗика на городских линиях. Выглядит это так: на крышу обычного автобуса кустарным образом устанавливаются газовые баллоны весом в несколько сот килограммов. По системе трубопроводов газ подается в двигатель машины. При этом все бензиновое оборудование тоже сохраняется - завести двигатель на чистом газе просто невозможно. Так что в лучшем случае водитель использует газ как дополнительное топливо на линии. Стоит ли овчинка выделки?

Давайте прикинем - наряду с доходами, в наличии которых нас пытаются убедить, посчитаем и расходы. Для успешной эксплуатации газовых автобусов необходима прежде всего поголовная переподготовка персонала: от водителя до слесаря. Ибо сейчас, задним числом, после нескольких тяжелейших аварий с газом в жилых домах нескольких российских городов мы сквозь зубы начинаем признавать, что газ - топливо небезопасное. Достаточно одного разгильдяя или просто плохо пригнанного трубопровода (а рядом - бензин!), чтобы, как говорится, не дай бог... И есть разница - три-четыре человека в квартире или тридцать-сорок пассажиров в ПАЗике? Не случайно поэтому у трех уже переделанных на газ машин возникли немалые проблемы с регистрацией в ГИБДД - не хотят «гаишники» брать грех на душу, оставаясь крайними в эксперименте.

Чтобы их понять, можно обратиться к школьной физике. ПАЗик - машина относительно небольшой площади и приличной высоты: следовательно, центр тяжести у него расположен достаточно высоко. Плюс к этому мы присобачиваем ему на крышу без малого полтонны железа, начиненного газом, - иначе говоря, смещаем центр тяжести еще выше. К чему это может привести? Правильно, к облегченному опрокидыванию: при резком маневре или, к примеру, при боковом ударе извне. А что такое опрокидывающийся автобус с газом, бензином и пассажирами одновременно - думаю, пояснять не надо... Так что все опасения сотрудников ГИБДД по сему поводу выглядят вполне оправданными.

Считаем дальше. Комплект газового оборудования плюс работы по усилению крыши автобуса сегодня обходятся примерно в 25 тысяч рублей. Умножим на 200 - согласно проекту мэрии - и вычтем пять «лимонов» из и без того небогатого бюджета города. Но это еще финансовые цветочки. К гаражным помещениям и ремонтным зонам для газовых автобусов тоже предъявляются особые требования со стороны пожарных служб - мощная вентиляция, специальные датчики и так далее, что обойдется в еще большие суммы. В свое время из печального опыта использования газа в таксомоторах ПАТП-6 был сделан, в частности, и такой вывод: дешевле построить с нуля новый гараж для газовых машин, чем переделывать уже имеющийся...

Кстати, о ремонте: в соответствии с техническими нормативами, да и просто с инстинктом самосохранения ремонтников, при работах на сошедшем с линии неисправном автобусе предварительно надо или снять баллоны, или стравить из них весь газ. Первое - работа для африканских негров, второе - вылет приличной части финансовой экономии через газовый вентиль в городскую атмосферу. При наших изношенных автобусах, довольно-таки регулярно попадающих прямо с маршрута на ремонтную канаву, - перспектива столь же реальная, сколь и невеселая. Да и в целом лепить оборудование стоимостью 25 тысяч на самортизированную развалюху остаточной стоимостью «пшик на донышке» выглядит как-то не по-хозяйски...

Плюсуем расходы дальше. Для одновременной успешной работы сразу двухсот автобусов на газе нужна развитая сеть газовых заправочных станций по городу. Где она? Ау-у... Почем строительство одной такой станции? Ого-о... А при нынешнем состоянии дел в этой сфере большинству автобусов придется или часами простаивать в ожидании заправки баллонов, или... правильно, передвигаться, как и все нормальные машины, на бензине. Вот и вся экономия.

Ну хорошо, а как же другие города? Те самые, где, по словам Валерия Новоселова, транспорт давно и успешно ходит на газе?

В транспортном управлении мэрии города Омска моему звонку несколько удивились: «ПАЗики на сжатом газе? Первый раз слышим. Да и нет в Омске на линиях ПАЗиков, так что сопоставлять вам будет не с чем. Действительно, работает у нас часть маршрутных «Газелей» на газовом топливе, но на сжиженном...»

Что ж, сжиженный газ как топливо для автомобилей мы в Новосибирске уже проходили... Да и «Газель» не совсем автобус - так же, как ишак, к примеру, не совсем лошадь.

На проводе Красноярск. Заместитель директора департамента транспорта мэрии по перевозкам Петр Алешечкин: «Нет, муниципальных автобусов на газе у нас в городе нет и не было. Есть одна частная фирма, где ПАЗики работают на газовом топливе, - вот телефон...»

Директор фирмы Анатолий Гончаров: «Да, у нас есть опыт работы автобусов марки ПАЗ на газе, но на сжиженном - примерно 150 машин. При нынешних ценах на газ в целом работать выгодно, но необходимы предварительные немалые капитальные вложения в оборудование и систему безопасности в ремонтных зонах. Оборудование для ПАЗиков - в основном американской фирмы «Имико», производства Польши. А самую главную деталь - редукторы - ставим американские, хотя перебрали и забраковали бельгийские и итальянские...»

Та же ситуация, что и у омских соседей, - о сжатом газе, как в Новосибирске, речь не идет. Отечественное оборудование для газовых ПАЗиков не используется, хотя «частник» умеет считать деньги не хуже чиновника мэрии, а, может, именно поэтому. Да и гарантии сохранения нынешних цен на газ тоже, увы, нет - с ростом автобусного спроса на него цена по всем рыночным законам может основательно подрасти. И в каком месте организма тогда окажется наша экономия?

Так что мы в своем, скажем так, неоднозначном эксперименте находимся, увы, в гордом одиночестве. Зато начали лихо: под красивые слова про экономию показательно раскурочили целое ПАТП, в перспективе щедрым жестом отдаем немалую территорию из городской собственности в энергично подставляемые немуниципальные конечности. А что дальше?

В науке в таких случаях принято экспериментировать для начала хотя бы на мышах...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: