Александр Авдеев прибыл в наш город на театральный форум «Сибирь время перемен». Уже в первый день своего приезда министр успел посетить балет «Дон Кихот» в Оперном театре. И был приятно удивлен, что в середине недели при температуре минус тридцать в зале на 1850 мест не было ни одного свободного кресла. По словам министра, это, а также посещение других театров и театрального вуза, еще более укрепило его в отношении к Новосибирску как культурной столице.
Союз театральных деятелей намерен провести такие форумы в семи федеральных округах. Первый прошел в Хабаровске Дальневосточный, второй в Екатеринбурге Уральский, третий у нас Сибирский. Перед открытием этого приметного для города события состоялась
Самым неожиданным вопросом, прозвучавшим в адрес Александра Авдеева и вызвавшим его улыбку, стал вопрос о сахаре с названием «Чайковский» (точнее «Чайкофский»). Журналист выставил перед министром пакет и попросил прокомментировать, как он относится к тому, что имя великого композитора стало сахарным брендом:
Это вызывает одновременно улыбку и сожаление, ответил министр. Мне доводилось летать самолетом «Чайковский», у нас есть корабль «Чайковский»
При этом, на мой взгляд, есть черта, за которую нельзя переходить. Но этого нельзя запретить и нельзя написать по этому поводу законов.
Остальные вопросы, заданные господину министру, касались самых различных сфер культуры от театра до книгоиздания, документального кино и скандала в Союзе кинематографистов.
Мне не очень импонирует эта терминология. Культура должна быть постоянно приоритетным направлением. Национальный же проект разрабатывается
Диалог между профессионалами театра и властными структурами, насколько он необходим? И насколько необходимо присутствие государства в культуре?
Диалог необходим, поскольку государство должно все время настраиваться на то, как эффективно организовывать сферу культуры. Меняются формы управления и объемы финансирования, идет внедрение новых технологий, в том числе в сферу культуры. Возникают новые проблемы в обществе, в культуре. Они должны найти адекватное отражение в политике государства. Появляются новые угрозы нравственного здоровья. Надо вовремя уловить симптомы этих угроз. Поэтому двухсторонний диалог с деятелями культуры государство обязано вести постоянно.
Государство не может присутствовать в искусстве. А вот в культуре, в сфере, которая является одной из важнейших для общества, государство присутствовать должно. В нашем государстве это тем более необходимо, поскольку в нашей национальной традиции помогать культуре, чтобы она была эффективной во всех ипостасях в подготовке кадров, организации библиотек, театрального дела, социальной составляющей жизненной деятельности тех, кто занимается культурой, в архивном деле и так далее. Усиление внимания государства к культуре это обязанность государства.
Книгоиздание у нас практически выведено
Книгоиздание перешло под эгиду Министерства связи и массовых коммуникаций. Мы не имеем прямого командного воздействия на эту сферу. Мы руководим федеральными библиотеками, выделяем крупные субсидии на формирование региональных библиотек. Высказанную озабоченность мы, безусловно, разделяем. Хотя я бы не стал так резко говорить, что книгоиздание выведено
Как вы сможете оценить ситуацию, сложившуюся с Союзом кинематографистов?
Как и любой конфликт, он переживается болезненно. Но тот острый интерес, который ощущается в обществе к возникшей полемике, лишний раз подтверждает, какая ответственность лежит у нас на деятелях культуры в стране. Именно гражданская ответственность
Они воспринимаются как носитель
В связи с кризисом будет ли сокращаться финансирование культуры?
Мы будем стараться сохранить финансирование по стране хотя бы на уровне 2008 года.
Мы говорим о том, что в России должна быть российская культура, при этом наше художественное образование часто строится по западным моделям?
Думается, что такое противопоставление министерств культуры и образования несколько искусственно. Министерство образования, в частности, поддержало очень важный документ о принципах организации художественного образования в стране. В эти принципы заложена возможность что очень важно сохранить наше национальное художественное образование, несмотря на некие стандарты, которые предполагает Болонский процесс. Имеются в виду стандарты дробления высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Такое дробление у нас не привилось, мы пошли по другому пути.
При подготовке специалистов высокого уровня актеров, музыкантов, танцоров необходимо обеспечить непрерывность обучения в течение
Как вы относитесь к тому, что теперь факультеты по обучению искусству появляются в ряде университетов и академий, которые не имеют к культуре никакого отношения? Уровень образования там, как правило, на порядок ниже.
Тут очень опасно говорить о хороших и плохих, правильных и неправильных вузах. Сам факт увеличения числа таких факультетов говорит о том, что люди стремятся работать в культуре. И идут туда не из карьерных соображений, а от огромной тяги к этому, из желания посвятить этой сфере всю свою жизнь. А что касается качества обучения, то оно будет определяться, извините, тем же словом «рынок». Классные специалисты будут цениться всегда, а плохие не будут нужны. Так происходит во всем мире, и, я думаю, это будет происходить и у нас.
Новосибирск был традиционно силен своим документальным кино. Между тем прошлый год был для наших кинематографистов практически «пустым». Создается впечатление, что все государственные деньги направлялись на художественное кино.
Информация о том, что основная денежная масса была направлена на подготовку художественного кино, не верна. Пропорция между художественными фильмами, документальными, анимационными и детскими в 2008 году сохранялась та же,
Что касается системы лотов, то уже приняты правоустанавливающие документы о том, что в системе кино мы будем переходить частично на госзаказ. Он будет формироваться
В борьбу с этими болезнями общества должно включиться и кино. Поэтому необходимо давать госзаказ на эти темы. Но такой заказ ни в коем случае не будет политизирован. То есть никто не заставит делать фильмы, которые бы обслуживали партийные программы левых, правых, центристов и так далее Для работы мы будем приглашать видных деятелей кино, актеров, сценаристов. Так работают все крупные кинодержавы мира. Американское кино через фонды финансируется также государством. И там создано немало хороших фильмов, направленных против этих болезней. В частности, фильмов, поднимающих проблему толерантности в отношении других национальностей. И позитивные плоды такого кино мы наблюдаем в самом американском обществе.
Мы не собираемся уходить от государственного финансирования, при этом будем привлекать и частные деньги, работая на принципах партнерства. Должен сказать, что уже сегодня более половины художественных фильмов страны делается на частные деньги, а не на деньги государства. Эти усилия продолжим и дальше. Проблемы с документальным кино, безусловно, есть, и их надо решать