Новосибирск -1.4 °C

Игорь Беляков, директор департамента потребительского рынка и земельных отношений: «Столице Сибири - столичную рекламу и торговлю»

27.02.2001 00:00:00

Игорь Беляков

 - Игорь Николаевич, в апреле исполняется год, как создан ваш департамент, новый для мэрии. Зачем его понадобилось выделять в отдельное подразделение и что удалось сделать за первый год работы?

- Если коротко, то наш департамент создали для наведения порядка на потребительском рынке Новосибирска. Торговлей, общепитом, бытовыми услугами и земельными отношениями раньше занимались два департамента - по социальной политике, по строительству и архитектуре. Пришло время собрать эти «придатки» в один кулак - для самостоятельного осмысления проблем потребительского рынка и выработки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения на нем. В департаменте объединены управление потребительского рынка, городской центр наружной рекламы (созданный на базе отдела), вновь организованный отдел маркетинга и поддержки предпринимательства и комитет по землеустройству - всего более 130 сотрудников.

В 2000 году мы обновили нормативную базу по краткосрочной аренде земли в городе (под строительство, объекты торговли и т.п.), с чем постоянно сталкиваются предприниматели и обычные жители. На сегодня у нас достаточно четко и квалифицированно прописана вся процедура, которую должен пройти предприниматель при открытии своего дела. Разработан документ, вобравший в себя все наработки мэрии с начала 90-х годов. Сейчас идут более бурные диспуты, чем мы ожидали, по нашим новым Правилам наружной рекламы, где самым главным я считаю проведение конкурсов и аукционов. Это будет открытая, здоровая конкуренция, нормальный и абсолютно законный способ максимального привлечения доходов в бюджет от рекламы.

- Значит, вы не принимаете упреки в свой адрес, все еще звучащие в СМИ: мэрия незаконно разрушает рекламные щиты, чиновники заключают договоры с рекламными фирмами по принципу личной симпатии?

- Эта кампания в СМИ носит явно заказной характер. В апреле прошлого года, когда мы начали работать, задолженность рекламных агентств, действовавших на рекламном рынке города, составляла почти девять миллионов рублей. Для сравнения скажу, что годовой план по доходам в бюджет от рекламы мы имели десять миллионов. Поэтому долги решили взыскать. Некоторые агентства проявили нежелание работать в новых условиях и подчиняться новым Правилам размещения наружной рекламы. Таких было два, а сейчас уже осталось одно - «Артбизнеслайн». Сегодня долг рекламных агентств - около 2,5 миллиона рублей, из которых 1,8 - задолженность «Артбизнеслайна». Остальные долги - текущие и к концу месяца обычно гасятся.

Меры, принятые на рынке рекламы, позволили в 2000 году привлечь в бюджет города около пятнадцати миллионов рублей. То есть мы выполнили план и взыскали долги. Новые Правила наружной рекламы помогут более цивилизованно строить наши отношения с рекламными агентствами. Документ готовился более года, с учетом опыта других городов. Мы надеемся получить в текущем году от рекламы уже свыше тридцати трех миллионов рублей.

- Будет ли реклама более эстетичной, не раздражающей горожан и гостей, украшающей город?

- Я бы не сказал, что реклама в Новосибирске выглядит сегодня удручающе. Она всегда была в поле зрения власти. Но я согласен с горожанами в том, что рекламные щиты, размещенные бездумно, поперек тротуаров, например, должны быть запрещены. Что мы и потребовали новыми Правилами. Содержание же рекламы достаточно жестко регламентирует федеральный закон. Единственное, чем мы сейчас активно занимаемся, это реклама табака. Споров вокруг нее много. Одни хотели бы оставить все как есть, другие - вообще запретить рекламу табака (запрещена она пока и в новом законе, за который Госдума проголосовала в первом чтении). На мой взгляд, истина - посредине. Такую позицию занимают и депутаты нашего горсовета, выступающие не за полный запрет, а за борьбу с рекламой табака экономическими методами. Мы сейчас применяем к расценкам на нее коэффициент 5, то есть реклама табака впятеро дороже, чем другая.

Новосибирск относится к числу городов-лидеров, если его оценивать с точки зрения качества рекламных конструкций и самой рекламы. У нас ведь сетевая реклама, а не местная самодеятельность. Над ней работают большие группы специалистов огромных концернов, заинтересованные в том, чтобы, идущая на весь мир, она была не вызывающей, а привлекающей внимание. Задача же нашего департамента - следить за тем, чтобы реклама не доминировала и не мешала. Чтобы рекламные агентства не переступали тот порог, за которым из украшающей их продукция превращается в раздражающую.

Мы сейчас в первую очередь уделим особое внимание основным магистралям Новосибирска - Красному проспекту, проспекту Дзержинского, улицам Кирова, Дуси Ковальчук, Нарымской. А также площадям Ленина, Карла Маркса, перед ГПНТБ. Разрабатываются комплексные программы обустройства этих зон, учитывающие буквально все: архитектурный ансамбль и цвет зданий, формы малой архитектуры (скамейки, урны и т.п.), цветовое оформление рекламы.

- И, наконец, исчезнет раздражающая и лишняя реклама из метро - как продукт монополизма рекламного агентства «Спаркс»?

- Я бы назвал рекламу в метрополитене дурным примером погони за деньгами со стороны компаний. Все уже, по-моему, понимают, что так долго это продолжаться не может. Реклама должна украшать, побуждать к действию, но не раздражать! Новые Правила позволят сейчас провести конкурсы и аукционы по размещению рекламы в метро, предъявить к ней четкие требования, увеличить доходы. Пока реклама в метро дает бюджету в год двести тысяч рублей. Это очень мало! По нашим оценкам, надо получать здесь от рекламы четыре-пять миллионов рублей. Путь один - конкурс, отбор, более высокие расценки.

- От вашего департамента народ ждет красоты и культуры и на потребительском рынке. Жители левобережья уже оценили новый стеклянный торговый павильон возле станции метро «Площадь Маркса», работающий круглосуточно. Красивые витрины, широкий выбор товаров, нормальные цены. Прямо рай после торговых рядов под открытым небом.

- Мы выступаем за цивилизованные формы торговли. За стационарные магазины, где есть все условия для продавцов и покупателей, а доходы и уплата налогов гораздо прозрачнее, чем в ларьке. Поэтому уберем все киоски с магистральных улиц. Принципиальная позиция власти состоит также в том, чтобы создать равные условия для всех субъектов предпринимательства. Вспомните, как в 1996-1997 годах в Новосибирске расцветали предприятия стационарной торговли, сколько открылось новых магазинов и супермаркетов. А потом мы сами начали хоронить современные магазины, размещая рядом с ними ларьки и киоски. К тому же с последних и за работу не спросишь: сегодня в ларьке торгует Петров, а завтра - Сидоров. Сейчас ситуация исправляется. В департамент поступает очень много обращений с просьбой разрешить готовить шашлыки, манты, хот-доги... Но как подобные пункты работают? Ни туалета, ни воды, ни места для приема и хранения товара. Поэтому мы предлагаем предпринимателям: давайте строить нормальные павильоны, мы вам поможем.

Кстати, как только департамент стал предъявлять более жесткие требования к объектам мелкорозничной торговли, сразу же вырос товарооборот стационарных магазинов. Что касается площади Маркса, то надо отдать должное концерну СБС-308, который ею занимается и достраивает здесь Дворец культуры. Его владельцы учитывают все наши требования и создали достаточно хорошие условия для уличной торговли. С открытием Дворца нынешняя барахолка уступит место обустроенной современной торговой площадке. Скорейшее переустройство площади Маркса - головная боль двух департаментов мэрии. Но мне бы очень хотелось, чтобы горожане и сами быстрей проголосовали за культуру потребительского рынка. У меня сегодня на столе две стопки обращений новосибирцев по поводу микрорынка в Железнодорожном районе, на улице Нарымской. Одни за его сохранение, другие просят закрыть (нет условий для продавцов, да и покупателей). Точка зрения нашего департамента: рынка там не должно быть еще и потому, что в двадцати метрах магазин.

- Что еще вы хотите изменить в организации торговли в городе?

- Серьезные преобразования ждут Центральный рынок, здесь будут улучшены условия для покупателей и продавцов. Модернизируем территорию Октябрьского и Ленинского рынков, ряда других более мелких рынков и микрорынков. Изменится вся торговля на Гусинобродском шоссе, где будут приняты радикальные меры: скоро обнародуем целевую комплексную программу преобразования главной городской барахолки. Мы должны побудить предпринимателей выходить из тени. Кстати, концерн СБС-308 - одно из тех предприятий, где не предоставляется ни одно торговое место без уплаты единого налога на вмененный доход. А это миллионы рублей в бюджет.

- Пытаетесь ли вы улучшить работу муниципальных предприятий?

- Очень даже пытаемся и впредь намерены проводить взвешенную политику в отношении муниципальных предприятий, занятых торговлей, бытовым обслуживанием, ритуальными и другими услугами. Многие мелкие предприятия не выдерживают конкуренции, не способны варьировать ценами: например, снижать их при увеличении объема продаж. Поэтому мы пошли на реорганизацию и слияние ряда магазинов. Вот один из результатов: реорганизация магазинов «Ветеран» Первомайского и Советского районов позволила только за четыре месяца увеличить их товарооборот в семь раз. Поднялся уровень обслуживания. И за счет объема продаж здесь смогли снизить наценку до десяти-пятнадцати процентов. Мы объединили сеть хлебных магазинов «Колосок», которые сейчас тоже радуют покупателей. А пятнадцать магазинов «Колосок» (пять из них расположены в частном секторе) реализуют больше половины продаваемого в Новосибирске хлеба. Муниципальные магазины не имеют от мэрии никаких льгот, мы не требуем от них большой прибыли, ибо они работают в тех микрорайонах, где уровень жизни населения невысокий. Их задача - увеличивать товарооборот, расширять ассортимент и не вздувать цены.

- Игорь Николаевич, как бы вы определили основные планы департамента на 2001 год?

- Планы простые: стремиться и дальше облегчать повседневную жизнь горожан. Хочется довести до конца реорганизацию муниципальных магазинов, которых в Новосибирске более сотни. Подобная участь ждет и муниципальные бытовые предприятия - их около тридцати. Власть, как и горожан, тоже волнует работа ритуального хозяйства, содержание и ремонт кладбищ, строительство нового кладбища в районе Пашино, которое надо бы начать уже в этом году. Очень важной задачей департамента я считаю постоянное поддержание всей торговой сети в нормальном состоянии.

Что касается доходов в бюджет, то нам надо умело балансировать между «можно» и «хочу». То есть, деньги - не в ущерб делу. Можно закрывать глаза на недостатки и получать больше доходов. Но, я думаю, искусство управлять - значит, придерживаться нулевой отметки, некой точки, в которой соблюдаются все интересы: власти (а значит и города), граждан и предпринимателей. Кстати, земельный комитет в прошлом году принес в бюджет более трехсот миллионов рублей. Очень неплохо. И возможностей для разумных доходов у нас немало.

- У вас есть мечта как у директора департамента? Что бы вам хотелось сделать для Новосибирска такое необычное?

- Мечта на год - это грустно и скучно. Может быть, цель, а не мечта. Масштабная цель в интересах города. Она у меня есть. Будущее Новосибирска определено его географическим положением, еще в позапрошлом веке. Наш город - крупный торгово-промышленный центр, расположенный на пересечении транспортных магистралей. Вот этот плюс и надо использовать. Мы хотим реализовать концепцию (она уже разрабатывается) большого торгово-транспортного терминала, который бы объединил железнодорожников, автомобилистов, имел торговые площадки, современные складские модули, все условия для обработки груза, в том числе и импортно-эскпортного. На федеральные льготы для такого комплекса рассчитывать трудно, но город и область могут создать здесь льготный режим для работы за счет своих налогов. Мы не изобретаем колесо. Такие зоны есть в мире и они очень привлекают инвестиции, преображающие территорию и сам бизнес. Например, известная беспошлинная зона создана в Арабских Эмиратах. В песках построен морской порт, перерабатывающий две трети грузопотока страны. А мы ведь не в песках. Надо почаще напоминать себе, что живем мы в столице Сибири.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: