Они сражались за Родину

Экспозиция музея истории Западно-Сибирской железной дороги, посвященная Великой Отечественной войне: цифры и факты.Четырнадцать железнодорожников Западно-Сибирской дороги удостоены звания Героя Советского Союза.

Дню защитника Отечества посвящается

Экспозиция музея истории Западно-Сибирской железной дороги,
посвященная Великой Отечественной войне: цифры и факты

 * Парадокс этой телеграммы в том, что она должна была появиться не под грифом «Не подлежит оглашению», а под грифом «Всем! Всем! Всем!» Потому что касалась всех и каждого. Но у войны свои законы.

*В центре одного из стендов фотоснимок из газеты «Железнодорожник Кузбасса», на котором изображен митинг в Инском паровозном депо, посвященный выступлению Сталина по радио. Тысяча деповчан подали заявления с просьбой отправить их в действующую армию, 400 человек ушли на фронт добровольцами, 120 из них не вернулись с полей сражений.

*В 1941-1942 годах в локомотивных депо Сибири было построено 11 бронепоездов. Укомплектованные бригадами западносибирских железнодорожников, они сражались на Кавказе, Курской дуге, под Костромой, Ростовом, Житомиром, Киевом, дошли до Нижней Силезии.

 *Михаил Иосифович Ольшевский работал в энергетическом хозяйстве дороги, на фронт попал с первых дней войны. В июле 1941 года был ранен. После лечения в госпитале воевал под Москвой, участвовал в знаменитом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. Затем Волховский фронт, бои под Ленинградом.

В июне 1942 года часть, в которой служил Ольшевский, попала в окружение. Во время боев он был ранен и попал в плен. Прошел через лагеря, оказался в Бельгии, работал на шахте, откуда вместе с группой военнопленных Ольшевскому удалось бежать.

Из бежавших советских военнопленных создавались партизанские отряды, которые впоследствии объединились в единую бригаду. Двумя группами этой бригады командовал Михаил Иосифович Ольшевский. В сентябре 1945 года сибиряк вернулся домой, долгие годы работал на железной дороге. Сейчас на пенсии.

*И.Т. Гевленко работал в локомотивной бригаде специального поезда маршала Жукова. Рассказывал: так случилось, что в разговоре машинист пожаловался Георгию Константиновичу на то, что мать в деревне задушили налогами, корову, все забрали. Жуков по своим каналам решил проблему - корову вернули.

 * С первых дней войны на железных дорогах Западной Сибири новое развитие получило Лунинское движение (увеличение межремонтного пробега поездов). В 1943 году Николай Лунин на свои деньги, что причитались ему в качестве Сталинской премии, купил тысячу тонн угля и сам доставил его в только что освобожденный Сталинград.

*Эпиграфом к стенду «Трудовой подвиг женщин-железнодорожниц» стали слова: «Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну их чашу положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг советских женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень» (из приветствия ЦК КПСС по случаю Международного женского дня 8 Марта).

На Томской дороге хорошо известны имена женщин - машинистов паровозов: Н.М. Орловой (Новосибирское депо), З.А. Летуновской (Инское депо), Р.И. Кулагиной (депо Тайга). Надежда Орлова и Зоя Летуновская стали инициаторами вождения поездов по «кольцу», тем самым увеличивался среднесуточный пробег локомотивов, ускорялся их оборот. В результате с меньшим числом паровозов было перевезено большее количество грузов.

*Четырнадцать железнодорожников Западно-Сибирской дороги удостоены звания Героя Советского Союза.

Материалы подготовлены
старшим научным сотрудником музея истории
Западно-Сибирской железной дороги
Владимиром Константиновичем ИЗМАЙЛОВЫМ














Поделиться:
Копировать