Взятки станут не гладки

В новый 2009 год Россия вступит с современным антикоррупционным законодательством.

Депутаты Госдумы 7 ноября большинством голосов поддержали в первом чтении законопроект «О противодействии коррупции», внесенный на рассмотрение нижней палаты Федерального собрания президентом РФ Дмитрием Медведевым 3 октября. Прокомментировать текст документа и перспективы государственной политики в сфере антикоррупционного законодательства для «ВН» согласился депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности, член комиссии по противодействию коррупции, член президиума политсовета Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия» Валентин БОБЫРЕВ.

— Что стоит за обсуждением законопроектов о противодействии коррупции: дань моде или серьезные намерения?

— Отдавая отчет в том, что ощутимых результатов в борьбе с коррупцией на сегодняшний день не достигнуто, законодательная и исполнительная ветви власти России всерьез взялись за выработку антикоррyпционной стратегии. Именно стратегии, потому что тактикой уже не обойтись. А принятие таких мер — прерогатива прежде всего законодательной власти.

Законопроект «О противодействии коррупции» подготовлен в связи с необходимостью реализации Национального плана по противодействию коррупции, который был утверждён президентом, а также в связи с тем, что Российская Федерация не только подписала, но и ратифицировала две международные конвенции — это Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию.

Если говорить конкретно, то речь идет о четырех законопроектах: это так называемый базовый, или основной, проект, который так и называется «О противодействии коррупции», проект Федерального конституционного закона, который вносит поправку в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», и еще два законопроекта, которые, собственно, предусматривают внесение изменений в 25 федеральных законов.

— Что это за изменения?

— Эти изменения коснутся ужесточения требований к статусу депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, депутатов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, членов избирательных комиссий, аудиторов Счетной палаты и служащих Банка России. В уголовное законодательство также будут внесены изменения. Уголовный кодекс планируется дополнить положениями, закрепляющими уголовную ответственность за коррупционные правонарушения иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций.

— В чем принципиальная новизна проекта Федерального закона «О противодействии коррупции»?

Во-первых, у нас впервые в отдельном законодательном акте раскрываются такие понятия, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции», «конфликт интересов», излагаются основные принципы борьбы с коррупцией. Но главное, проект этого закона вводит нормы, предусматривающие проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции и постоянное совершенствование системы и структуры государственных органов, включая создание механизмов общественного контроля над их деятельностью.

Новаторством законопроекта «О противодействии коррупции», играющим исключительную роль, является положение об образовании отдельного органа, основными полномочиями которого будет решение задач в сфере предупреждения, профилактики и противодействия коррупции в России. Полагаю, такое ведомство будет находиться в непосредственном подчинении президента.

— Ужесточится ли наказание взяточников?

— Действительно, ответственность за коррупционные преступления ужесточится, но вряд ли мы скатимся до массовых репрессий. В новом законопроекте упор делается, прежде всего, на использование мер предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений. В частности, вводится обязательное декларирование должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи. Хотя, должен оговориться, текст законопроекта к членам семьи госслужащего относит исключительно супругов и несовершеннолетних детей, а как же другие родственники?! Думаю, этот пункт потребует дополнительных уточнений во втором чтении.

— А чем будет грозить чиновнику недостоверное декларирование? И будут ли проверять всех поголовно или будут какие-то выборочные проверки?

— Закон предполагает дисциплинарную, административную ответственность. Одним из 25 законов, в которые планируется внести изменения, является Трудовой кодекс. Именно Трудовой кодекс будет содержать норму, в соответствии с которой правонарушения государственного и муниципального служащего в этой сфере могут стать причиной расторжения трудового контракта.

— Какие еще «профилактические» меры будут предприняты в рамках борьбы с коррупцией?

— Серьезным фактором в предупреждении и профилактике коррупции станет введение в практику антикоррупционной экспертизы с целью выявления в уже действующих законах или рассматриваемых законопроектах коррупционных факторов. Напомню, что, согласно методическим рекомендациям по проведению антикоррупционной экспертизы, подготовленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, к наиболее распространенным коррупционным факторам принято относить следующие: наличие широких дискреционных полномочий, которые дают должностному лицу возможность выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению, во-вторых, наличие коллизий или противоречий в нормотворческих правовых актах, что дает правоприменителю основания выбирать наиболее понравившуюся норму для конкретной ситуации. Повышает коррупциогенность наличие нецелесообразных отсылочных, бланкетных норм, поручений-предписаний. Весьма распространенным коррупциогенным фактором является установление завышенных требований, необходимых для реализации права. Здесь имеет место такая ситуация, при которой норма излишне трудоемка для исполнения гражданином. Это вызывает у него желание «откупиться» от исполнения. Наконец, часто приходится сталкиваться с тем, что в нормативно-правовых актах отсутствуют конкретные нормы об ответственности государственного служащего, либо констатируется, что он «несет ответственность в установленном законом порядке».

Институт антикоррупционной экспертизы уже прошел апробацию в ряде регионов Российской Федерации. В ходе проверки, осуществленной прокуратурами субъектов Российской Федерации в текущем году, в нормативных правовых актах субъектов Федерации было выявлено 1392 коррупциогенных фактора. Причем было установлено, что 413 из них сопряжены с нарушениями действующего законодательства. Получается, что практически каждый третий законопроект не отвечает требованиям предупреждения коррупции. В этом смысле антикоррупционная экспертиза законопроектов — одно из эффективных решений, позволяющих бороться с факторами, порождающими коррупцию. Однако ограничиваться этим не стоит.

Взяточников и сейчас у нас не любят, но необходимо создать такие условия, при которых взятки брать не только стыдно, но и невыгодно. Планируется реализовать целый комплекс мер: это и кадровая работа в органах госвласти, и ведение антикоррупционной пропаганды. Чтобы оградить должностных лиц от коррупции, помимо антикоррупционных мер нужно проработать вопросы, касающиеся оплаты труда госслужащих, сотрудников правоохранительных органов.

— Какое решение предлагает законопроект?

— К сожалению, эти вопросы не входят в пакет законов, которые обсуждались на заседании. Но, если помните, 31 июля текущего года президентом был утвержден Национальный план по противодействию коррупции. В рамках этого плана вопрос создания комфортных финансовых условий для государственных, муниципальных служащих, для работников правоохранительной системы рассматривается как одно из направлений деятельности по противодействию коррупции. Речь идет о создании таких условий, при которых авторитет и привлекательность государственной и муниципальной службы были бы выше, чем они есть сегодня.

— Когда планируется окончательно принять пакет антикоррупционного законодательства?

 — К концу года антикоррупционный пакет будет принят. Но сначала проект «базового» закона должен пройти определенные корректировки, доработки. Ведь, несмотря на единодушие, с которым законопроект поддержали парламентарии, разногласия по некоторым положениям все-таки были. Например, сомнения у депутатов вызвала норма, согласно которой госслужащие будут обязаны ставить в известность руководство о фактах коррупционного правонарушения своими же коллегами. В качестве аргументации противники такой нормы заявляют, что доносительство, или, проще говоря, «стукачество», никогда не приветствовалось в нашем обществе. Видимо, во втором чтении предстоят серьезные дебаты по этому поводу.

Понимаете, голосуя за проект закона «О противодействии коррупции», мы голосовали за саму концепцию основного документа в сфере противодействия коррупции. Уверен, что при рассмотрении данного законопроекта в последующих чтениях в текст документа могут быть внесены существенные поправки, но эти поправки никоим образом не должны повлиять на концепцию закона.

— Когда же новое антикоррупционное законодательство заработает?

— В планах работы Госдумы — рассмотреть ряд законопроектов, направленных на «обуздание» коррупции. Убежден, уже в новый 2009 год мы вступим с современным, отвечающим международным требованиям антикоррупционным законодательством. Однако для нас важны не только сроки, главное, чтобы создаваемый механизм борьбы с коррупцией работал эффективно.

 — И все же, можно ли говорить о том, что принятие пакета законопроектов по борьбе с коррупцией на этот раз наконец-то покончит с мздоимством в России?

— Уверен, комплексность, системность претворяемых в жизнь реформ, а также политическая воля исполнительной и законодательной власти решат для России эту проблему раз и навсегда.

Поделиться:
Копировать