Иван Козловский об Алексее Левицком: «Его голос по-настоящему звучит...»

Сегодня, в день своего 70-летия, корифей новосибирской оперы Алексей Левицкий выйдет на сцену в одной из своих лучших и любимых партий - Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского.Его могучий и красивый бас не подвластен времени, и сильные, неординарные, необузданные личности - по-прежнему его конек.

Сегодня, в день своего 70-летия, корифей новосибирской оперы Алексей Левицкий выйдет на сцену в одной из своих лучших и любимых партий - Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского

 Высокая оценка Ивана Козловского, в свое время данная Левицкому, многого стоит. «Дважды мне доводилось слышать Алексея Левицкого, - писал маэстро, - его голос по-настоящему звучит. Видимо, все это оттого, что не было у него специального стремления «убить», «потрясти» публику... У Левицкого актерский и вокальный рисунок - гармоничное целое».

***

История поступления Алексея Левицкого в Киевскую консерваторию очень напоминает сюжет старого фильма «Приходите завтра» с Екатериной Савиновой в главной роли, где неискушенная провинциалка приезжает в столицу поступать в консерваторию, и ее великолепный голос на прослушивании производит настоящий фурор, ее принимают в обход всех существующих положений и норм... С будущим мэтром новосибирской оперной сцены было приблизительно то же самое. Учиться музыке было негде - родился в украинской деревне. Музыкальных школ в округе не было. Да что говорить о музыкальных - в обычную семилетку приходилось ходить за шесть километров в соседнюю деревню, а десятилетка и вовсе была одна на весь район - вешал на спину мешок картошки (запас продовольствия на неделю) и шел пешим ходом 10 километров. Вот и вся музыка. С родителями, правда, в музыкальном отношении очень повезло. Отец преподавал музыку в школе, имел прекрасный баритон.

- На скрипке играл лучше нас, консерваторцев, - вспоминает Левицкий.

Мать тоже играла на фисгармонии. Дед по материнской линии был священником, пел в храме. У самого Алексея голос тоже обнаружился рано. Но в войну было не до песен - деревня четыре года была под немцами, после войны тоже жизнь была тяжелая, «не музыкальная». В полную силу мощь своего голоса почувствовал только в армии - был и запевалой, и участником всех концертов художественной самодеятельности. Тогда и определился окончательно, что будет певцом.

После армии пришел в Киевскую консерваторию, где набирали студентов с хорошими вокальными данными в лабораторию. Тут и начинается кино - голос произвел впечатление - определили сдавать экзамены, хотя шел октябрь месяц и занятия были в полном разгаре.

- Я был человек серьезный, офицер, а тут занятия идут полным ходом, а меня на сцену выталкивают: пой! И конкурс 200 человек на место. Несерьезно как-то.

Но он сдал специальность на «5», остальные предметы на «4» и был зачислен. Учился в классе профессора Ивана Паторжинского - корифея украинской оперы, царя и бога киевской сцены. Учитель и ученик понимали друг друга с полуслова, при расставании Паторжинский ему сказал: «Ты меня очень здорово обобрал»...

Все четыре года учился как сумасшедший:

- Все хватал, хватал, хватал, хватал... Я вообще жил только искусством, все остальное было на втором плане - семейные дела, личная жизнь. Девушка у меня появилась только на пятом курсе. Мне размениваться некогда было.

На четвертом курсе отличник Левицкий получал сталинскую стипендию, на пятом - стипендию Чайковского. Дипломным спектаклем была «Русалка» Даргомыжского, партия Мельника. Там его и услышала главреж новосибирской оперы. Обещала высшую ставку, прекрасный репертуар...

- А мне что, я как-то так к этому относился - я холостяк, меня ничто не держит...

К тому же к сибирякам всегда был неравнодушен. Еще в школе влюбился в фильм «Сказание о земле Сибирской», потом в армии служил с сибиряками.

Из Киева уезжал со скандалом, не отпускали. Пришел на почту давать телеграмму в театр, чтобы выслали денег на дорогу, сердобольная женщина в окошечке уговаривала минут сорок: «Одумайся, куда едешь, из Киева в Сибирь». Но он не одумался, приехал и остался в нашем театре на всю жизнь.

***

В новосибирской опере дебютировал партией Мельника. Через год уже исполнял сложнейшие басовые партии текущего репертуара - Сусанина, Кончака, Монтанелли... В 60-х дебютировал в партиях Бориса Годунова в народной музыкальной драме Мусоргского и Досифея в «Хованщине» - вершинах его актерской судьбы. В репертуаре Левицкого более шестидесяти названий спектаклей. Ему в равной мере были подвластны и сложнейшие драматические, трагедийные характеры, и образы характерные, комедийные. Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта во время московских гастролей театра в 63-м году наделал много шуму в столицах...

Приглашали в разные театры страны, особенно после престижного Международного конкурса молодых оперных певцов в Софии в 61-м, где получил серебряную медаль. Звали работать в Большой. Но он остался здесь.

***

Его могучий и красивый бас не подвластен времени, и сильные, неординарные, необузданные личности - по-прежнему его конек. Итак, сегодня на сцене новосибирской оперы - Алексей Левицкий в образе Бориса Годунова.

Поделиться:
Копировать