Гости на погосте

Печален тот факт, что кладбища служат отныне не только для упокоения усопших: здесь общаются с духами, прогуливаются, знакомятся и даже устраивают вечеринки.

Спасите наши души

…Иномарки виртуозно припарковались среди могил, уткнув блестящие морды в металлические оградки. Из салонов выпрыгнули пассажиры с тяжелыми пакетами в руках. Спустя несколько минут на столике красовались спелые помидоры, огурцы, нарезанная ломтиками колбаса, хлеб, рыба, водка. Наполнили стаканы. Выпили, не чокаясь… Помолчали. Еще налили, выпили, закусили. Помянули и стали устанавливать мангал. Металлический стол у соседней оградки явно мешал процессу, и его выдернули с «корнем». Когда мясо зажарилось, гости, снова разлив водку, громко зачавкали. Об усопшем товарище, похоже, все позабыли, и под громкую музыку автоприемников завязался уже совсем не поминальный разговор. Прошел час, второй. Развеселились не на шутку. Разве что не танцевали… Тем временем на соседнюю могилу пришла молодая пара. У них два месяца назад умер ребенок. Женщина, утирая слезы, попросила тишины. В ответ последовала нецензурная брань. Ее муж хотел было ответить, но сдержался: браниться на погостах не в чести. Помянув и поплакав, супружеская пара отправилась восвояси. Компания продолжила гулять. На следующий день кладбищенские смотрители увидели жуткую картину: могила ребенка была затоптана, а вокруг нее валялись объедки и пустые бутылки из-под водки…

— Такие кадры мы наблюдаем довольно часто, — вздыхает начальник Клещихинского кладбища Константин Тяпкин. — Будто не поминать пришли, а в лес на пикник приехали. Помню, один гость гармошку с собой принес и давай наяривать песни из репертуара поп-звезд. Еле угомонили! Бывает, так напьются, что до драки дело доходит. А сколько мусора оставляют! А сколько у нас пожаров! Уберут листву и, чтобы не выносить, запалят. Грустно, когда люди так себя ведут. Мы, конечно, делаем замечания, но разве за всеми уследишь. Сто семьдесят гектаров, и на эту территорию всего четыре человека. Иногда и милицию вызывать приходится, и пожарных.

Сомневаться в том, что некоторые люди на погосте ведут себя гадко, не приходится. В то утро когда мы приехали, на столиках лежали обкусанные булки, скомканные одноразовые стаканы и тарелки. О надгробья затушены окурки, искорежены металлические прутья оград.

Каждый день смотрители начинают с уборки, а на следующий — удручающая картина повторяется вновь. Исправить ситуацию пока не удается. Да и как? Дело не в количестве смотрителей, а в людях.

Блюда за упокой

Народная молва гласит, что когда сгущаются сумерки, над могильными курганами мерцают голубые огни. И порой от этих «светлячков» доносится протяжный стон. Это души усопших плачут от горя. Вот только, кроме одинокого сторожа и бомжей, которые приходят сюда, как в ресторан, их стенания никто не слышит. Клещихинское кладбище закрывается в пять часов вечера. По расписанию. Людей, разумеется, никто палкой к этому времени не подгоняет, но добропорядочный гость и сам должен честь знать. К бомжам это не относится. Стоит только похоронному мегаполису опустеть, они тут как тут. Да и идти им недалече: живут на здешней свалке, по соседству.

К слову, это кладбище недавно бетонной стеной огородили, но пару дней назад кто-то украл три плиты. Хотя и без этой дыры пробраться на территорию труда не представляет. Вот и шныряют бичи туда-сюда. Выберут столик повкуснее, соберут остатки алкоголя и трапезничают. Судьбой эти люди наказаны, оттого кажется, что мертвые даже рады их приходу. Особенно те, о которых близкие давным-давно позабыли. Чьи могилы быльем поросли, а имена в регистрационной книге поблекли. Остались лишь номера… И бродяги за такую приветливость в благодарность поминают.

Здешние сотрудники, конечно, бездомных не привечают. Кроме одного, который ухаживает за чужими могилками. По собственной воле.

— Есть у нас один бродяга, с двумя высшими образованиями, — рассказывает главный смотритель Константин Николаевич. — Судьба с ним обошлась жестоко, вот и оказался на улице. Приходит к нам каждый день, заброшенные могилы убирает от мусора и травы. Скромный. Ничего за работу не требует. А что остатки еды собирает, так это Бог с ним — пусть. Не с голоду же ему умирать. Мы вообще нищих не прогоняем, если они не хулиганят, разумеется. Речь идет о дневном времени. Ночью кладбище живет своей жизнью. Сторож выходить боится. И я его прекрасно понимаю: криминальных случаев у нас здесь хоть отбавляй. В прошлом году, например, смотрителя топором зарубили. Открыл дверь в сторожке какому-то незнакомцу.

Спустя несколько месяцев административное здание, где находилась сторожка, сгорело дотла.

Тайны кладбищенских переулков

Бродяги говорят, что каждую ночь сюда является призрак убиенного сторожа. Покружит призрачной дымкой по пепелищу, будто забыл здесь что. Правда это или нет, мы проверять не стали. Но с некоторых пор на кладбище объявились готы — поклонники тьмы. Наверное, не- спроста.

Кладбище все-таки — место довольно привлекательное. И не только для бомжей и мерзавцев, но и для так называемых колдунов и готов. Поклонники тьмы — готы — появились на новосибирских кладбищах сравнительно недавно. Вреда от них никакого. Нарядятся в темные одежды, выкрасят волосы в смоляной цвет, в такой же накрасят губы и ногти и прогуливаются по кладбищенским переулкам.

Другое дело, ведьминское сословие. Эти могут принести немало неприятностей. Закопают, к примеру, фотографию живого в могильный курган и ждут, пока того скрутит до смерти. Встречаются среди посетителей и одинокие женщины, желающие устроить свою судьбу. Присмотрят себе вдовца, посочувствуют, вот и познакомились.

— Всякие и всякое у нас бывает, — с грустью резюмировал кладбищенский начальник. — Как, впрочем, и везде. Главное, чтобы посетители не безобразничали и не нарушали покой. Ведь сами сюда когда-нибудь пропишутся и тогда им придется отвечать за свои поступки. И кто знает, какое наказание их ждет.

И правда, какое?

— Кладбище — не место для пьянок и веселья, — подчеркнул священник Новосибирской епархии протоиерей Дмитрий Сальников. — Сюда приходят помянуть усопшего, а значит, помолиться за него перед Богом. Варварское отношение к усопшим обязательно будет иметь дурные последствия. Увы, не все это понимают. В этом виноваты и годы безбожия во времена Советской власти. Люди стали забывать о христианских обычаях. И это заметно не только на кладбищах, но и в церкви.

Есть случаи, когда привозят усопшего на отпевание, а в его гробу я вижу сигареты. Спрашиваю: «Зачем это?» Отвечают: «Ему курить нравилось, пусть и там сигареткой побалуется». Сразу вспоминаются похороны вождя племени, которые описывал Жюль Верн в своей книге «Дети капитана Гранта». Там к нему в могилу и жен положили убиенных, и его рабов. Но это касается дикого народа, а мы как-никак люди цивилизованные. Православные, а значит, и жить должны правильно.

А людям, которые пришли помянуть близкого на кладбище и столкнулись с подобной неприятностью, нужно набраться терпения и не вступать в разговоры, особенно с выпившими. Там с каждого спросится и каждому зачтется по делам его.

…Кладбище погрузилось во тьму. Замерцали огни. Заплакал ребенок. Может, это стенала детская душа, чей дом забросали мусором?…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент