Начинающие новосибирские фантасты получили возможность показать свои произведения известному российскому фантасту Геннадию Прашкевичу и послушать его советы
В доме у Геннадия Мартовича живут плюшевый крокодил и плюшевая лягушка. Ночью они просыпаются и начинают топать, мешая отдыхать знаменитому писателю. Утром, как ни в чем не бывало, делают вид, что ничего не происходит: сидят, как и сидели вечером. Он сам виноват: у него жизнь такая, что все и всё вокруг него оживает, начинает непременно двигаться и, наконец, просто жить.
Жить интересно это главное
Жить интересно вот что главное! повторяет писатель. Фантастика это тот мир, в котором мы все хотели бы жить, но в котором мы никогда жить не будем. Но если я создаю фантастический мир,
Его мир это высокие сосны за окном, тишина, чистота и простор, музыка Богушевской в фоне и полет фантазии. Он мог уехать в Москву, но считает ее жестоким городом:
Умереть с голоду, правда, там может только законченный идиот, но из провинции мир виден лучше, можно все обдумать в спокойной обстановке, считает Геннадий Мартович.
Отстрела авторов не будет!
Честно говоря, и о Москве, и о предназначении фантастики он говорил уже не один раз, отвечая на вопросы журналистов, но повод для еще одной встречи с ним был особый. Совсем недавно Геннадий Мартович занялся еще одним важным делом стал вести литературный семинар. Несколько молодых авторов обратились к самому известному новосибирскому писателю с просьбой о создании семинара и он не смог отказать.
Мне в юности повезло, у меня было много старших друзей, они делились со мной своим опытом, пора повторить опыт, вернуть долги, признается Прашкевич. Мир очень изменился за последние пятнадцать лет, к сожалению, многие мои ровесники выпали из жизни. К жизни нужно относиться здраво: увы, общество не зависит от тебя, это ты должен вписаться в общество. В литературной жизни Новосибирск выглядит непрезентабельно, театральная жизнь есть, музыкальная есть, архитекторы и художники замечательные, а в литературе никаких особенных событий не происходит, почему непонятно. Ведь для настоящего писателя географические, социальные и прочие условия не имеют значения. Не все молодые (и не только молодые) авторы понимают, для чего нужна свобода и что с ней можно сделать. Но подсказать это всегда уместно.
Что для вас значит ваш литературный семинар?
Когда на первом нашем заседании Таня (соорганизатор семинаров и активная его участница. Прим. авт.) подала на огромный стол чай, я понял, что попал домой, а люди рядом мои друзья. Очень важна обратная связь, от нашего семинара я получаю не меньше, чем отдаю. В конце концов, все семинары собираются не для того, чтобы научить людей правильно строить предложения, а научить задумываться. Многие ходят с невысказанными мыслями, с чувством вины, а ведь у каждого человека все равно отличаются мысли, и это освежает кровь неимоверно!
А случаются на семинарах графоманы?
Графоманов среди наших авторов нет, есть авторы, с текстами которых нужно работать. Авторы разные от начинающих до уже опытных, даже имеющих книги. К счастью, со всеми удается найти общий язык.
Что вы будете делать, если на семинары придет слишком много авторов? Комната небольшая
-Ну,
Литераторам трудно при любом режиме
У начинающих авторов, которые приходят на семинар, появится возможность опубликовать свои произведения?
Обязательно. Публикации важны, они должны быть некоей целью. В мире происходит столько интересных вещей, и не только в Австралии, среди сумчатых, а у нас, прежде всего у нас. Мне хочется, чтобы наши семинаристы попали в «Полдень» («Полдень. XXI век», альманах Бориса Стругацкого. Прим. автора). У меня есть договоренность со Стругацким, он готов предоставлять место нашим лучшим авторам. А в следующем году, надеюсь, мы проведем конвент по фантастике и по итогам этого конвента выпустим сборник лучших работ, чтобы он попал на глаза серьезным критикам. Нужно встряхнуть ребят, задать им цель.
Геннадий Мартович, как думаете, почему в Новосибирске почти нет хороших литературных журналов?
На содержание хорошего журнала нужны хорошие деньги. У нас был такой толстый литературный журнал «Проза Сибири», который выходил почти пять лет, в нем печатались как сибирские, так и российские авторы Кир Булычев, Борис Стругацкий, Александр Етоев, Василий Аксенов, Юрий Магалиф, Татьяна Янушевич, Василий Коньяков другие замечательные писатели, но пришел дефолт и все скушал.
Государство
Во всех европейских государствах и в Америке тоже все крупные литературные издания финансируются частными лицами. А государство Какому государству захочется поддерживать весь этот чудесный литературный сброд, который все время потрясает основы? Нужен частный капитал, но у обеспеченных людей пока другие интересы. Я думаю, с появлением среднего класса, с появлением истинных меценатов появятся и в нашем городе красивые толстые литературные журналы. В советское время все было под колпаком идеологии, сейчас под колпаком коммерции. Что лучше? Работать тяжело при любом режиме.
Хороший признак
Литературные семинары проводятся раз в две недели, на каждом обсуждаются предварительно прочитанные рукописи
Человек, который пришел к нам на семинар, рассчитывает
У Славы Ковалевича пока изданных книг нет, но он надеется на лучшее и не пропустил еще ни одного семинара Прашкевича.
Мы все разные, каждый пишет о своем, говорит Слава, но то ощущение, что ты в кругу пишущих людей, бесценно. Мне всегда не хватает времени довести свои рассказы до ума, постоянно нужен «волшебный пендель». На семинарах каждый из нас работает не только со своими, но и с чужими текстами, и это заставляет взглянуть на свои рассказы
Геннадий Мартович, а хватает времени самому писать?
Пишу, конечно. Последние семь лет я отношу к лучшим годам своей работы. Так уж складывается жизнь. Написаны и изданы книги «Красный сфинкс», «Адское пламя», «Золотой миллиард», «Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах», в издательстве «Свиньин и сыновья» вышла книга избранных стихов «Большие снега». Напечатаны в журналах романы «Деграданс» (в соавторстве с известным московским писателем Алексеем Калугиным), «Нет плохих вестей из Сиккима». А к концу года планирую закончить роман «Доктор Микробус, или Девятая история Вселенной» веселая вещь, в которой дети будущего проводят нескучные каникулы на одной из планет Солнечной системы.
Он чуть задумывается
Хотя времени не хватает. Приходят неизвестные люди. Говорят: а я вот написал роман из истории испанской глубинки, сейчас буду вам читать. Другой приносит стихи. Третий желает поговорить о судьбе России. Что делать? Клянусь, таких людей много. И, наверное, это хороший признак
Рассказы семинаристов Геннадия Прашкевича
Человек с чемоданом
Так уж сложились обстоятельства, и я стал владельцем чемодана. Был он не очень большого размера, покрыт чёрной, неприятной на ощупь кожей. Он закрыт на замок, а ключа у меня не было, так что о том, что находится внутри, я могу только догадываться. Забавная ситуация, я являюсь хозяином неизвестного. Если подумать, раз я не знаю, что в чемодане, значит, там может быть что угодно, верно? Даже самое невозможное, из этого следует, что я могу быть хозяином чего угодно, даже целой Вселенной. А что такого? Разве в чемодан не может поместиться целая Вселенная? Не знаете? Я тоже не знаю, и поэтому осмеливаюсь делать такие грандиозные предположения.
Конечно, в итоге чемодан будет вскрыт, и огромное количество переменных станет лишь одной единичкой в огромных полях информации. Ну а пока я владею тайной. И знаете? Тайной владеть гораздо интересней. Я, пожалуй, не буду вскрывать этот таинственный чемодан. А то вдруг он окажется пустым, или там будет
А если
Тяжкая ноша
«Господи! Какая отвратительная дорога! По ней же совсем невозможно идти! Сплошные ухабы да трещины! А пыль!
Но Жорж не понимал, что ему говорит осёл. Он не знал ослиного языка. Он слышал просто, как осёл кричал:
Арсений ЛИТВИН