На новосибирские экраны вышла семейная драма Денниса Ли «Светлячки в саду»
Кадр из фильма «Светлячки в саду».
Как справедливо заметил Лев Николаевич, все несчастливые семьи несчастливы по-своему. Хотя снаружи все может выглядеть на «пять с плюсом». Например, отец профессор университета, мать красавица и вообще идеальная жена, сын популярный литератор, дочь готовится к поступлению в престижный колледж
Жизнь, казалось бы, удалась. Но если заглянуть чуть глубже, то все не так гладко
Для начала главное не запутаться, где чьи светлячки. Ибо история эта чем-то напоминает бесконечную надпись на могиле небезызвестной собаки попа. Режиссер и сценарист Деннис Ли, несколько лет назад потерявший мать, снял автобиографический фильм «Светлячки в саду», главный герой которого написал автобиографическую книгу под названием «Светлячки в саду», в которой крепко «приложил» своего отца, устроившего сыну-школьнику жестокую экзекуцию за то, что ребенок попытался выдать за свое стихотворение классика американской литературы Роберта Фроста. Стихотворение, естественно, также называлось «Светлячки в саду»:
У звезд, что так ясны и высоки,
Есть на земле живые двойники -
Садовые ночные светляки.
Но как бы ни прилежен свет их был,
Да краток век и маловато сил,
Чтоб вторить блеску вечному светил.
(Перевод Б. Хлебникова)
Итак, детство Майкла (Райан Рейнольдс) было не самым счастливым, и виной тому его жестокий и деспотичный отец Чарльз (Уильям Дефо), зануда, придерживающийся довольно-таки садистских взглядов на воспитание наследника и постоянно ссорящийся со своей женой Лизой (Джулия Робертс). В доме царит кошмарная атмосфера, которую, впрочем, неожиданно скрасила младшая сестра Лизы Джейн (Эмили Уотсон), приехавшая погостить на лето и весьма сдружившаяся с Майклом. Много лет спустя сын Джейн выбежит на дорогу у дома, чтобы подобрать бейсбольный мяч, сидящий за рулем Чарльз будет вынужден резко свернуть и Лиза, не пристегнувшая ремень, погибнет. А ее муж и племянник каждый по-своему будут мучиться, виня себя в ее смерти.
И образ «идеальной семьи», и без того зыбкий, начнет трещать по всем швам. Безутешный вдовец прямо над гробом отчитает сына за неподобающую форму одежды. Сын, в свою очередь, «отличится», помирившись с собственной супругой и устроив бурный секс на поминках. В бумагах покойной, которую муж считал «безупречной», обнаружатся неопровержимые доказательства того, что она вот уже три года абсолютно счастлива с другим человеком. К сыну Джейн пригласят психотерапевта и мальчик сбежит из дома, а его мать проклянет друга своих детских лет за то, что он мог вернуть ребенка домой, но решил, что племяннику лучше побыть одному. И вот так, через ссоры и скандалы, они все наконец-то придут к чему-то похожему на взаимопонимание, и Майкл даже откажется от публикации рукописи, компрометирующей его отца.
Это дебютная полнометражная работа Денниса Ли (раньше он был удостоен «Студенческого «Оскара» за короткометражку), и изначально режиссер планировал отснять этот фильм за 500700 тысяч долларов с участием неизвестных, но очень талантливых, по его мнению, актеров. Но Марко Вебер, ставший продюсером фильма, буквально «влюбился» в сценарий, который счел на редкость честным и реалистичным, и пообещал дать фильму «зеленую улицу», если удастся собрать «звездный состав». Первой звездой стала Джулия Робертс. «Королеву мелодрамы» привлек в проект ее муж, Дэнни Модер, уже утвержденный к тому моменту главным оператором фильма (и, кстати, блестяще справившийся со своей задачей).
По наблюдениям сопродюсера фильма Филиппа Роуза, «Светлячки в саду» это рассказ «о любой семье»: «Каждый, кто прочитал сценарий, ощутил родство с кем-либо из его персонажей. Или это был какой-то момент из истории и становления его семьи, или что-то, что он мог спроецировать на свою судьбу и свой характер». В этом качестве фильму, пожалуй, нельзя отказать. Но, как ни странно, остается ощущение, что Деннис Ли
слишком умен для той истории, которую он рассказал.
Фильм можно было бы назвать «достаточно интеллектуальным« эта в сущности простая житейская история по уши напичкана смысловым параллелизмом, неоднозначными символами, недоговоренностями, оставляющими простор для толкований, и прочей пищей для ума. И все это как-то «по-английски»: неспешно, мягко, несколько пресновато, аккуратно и слегка отстраненно. В результате «честной семейной мелодрамы» не получилось: не хватило непосредственности, простоты и какой-то эмоциональной честности. А до полноценной драмы тоже не дотягивает: маловато открытого накала страстей и масштаба трагедии. По большому счету, и прослезиться-то негде. Тут уж надо выбирать либо давить на чувства зрителей, либо заниматься рефлексией.
Впервые фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале 2008 года. Критики картину не одобрили, назвав ее скучной и пресной.