Новосибирск 0.6 °C

Кто убил Джулию Робертс?

26.07.2008 00:00:00

На новосибирские экраны вышла семейная драма Денниса Ли «Светлячки в саду»

Кадр из фильма «Светлячки в саду».

Как справедливо заметил Лев Николаевич, все несчастливые семьи несчастливы по-своему. Хотя снаружи все может выглядеть на «пять с плюсом». Например, отец — профессор университета, мать — красавица и вообще идеальная жена, сын — популярный литератор, дочь готовится к поступлению в престижный колледж… Жизнь, казалось бы, удалась. Но если заглянуть чуть глубже, то все не так гладко…

Для начала главное — не запутаться, где чьи светлячки. Ибо история эта чем-то напоминает бесконечную надпись на могиле небезызвестной собаки попа. Режиссер и сценарист Деннис Ли, несколько лет назад потерявший мать, снял автобиографический фильм «Светлячки в саду», главный герой которого написал автобиографическую книгу под названием «Светлячки в саду», в которой крепко «приложил» своего отца, устроившего сыну-школьнику жестокую экзекуцию за то, что ребенок попытался выдать за свое стихотворение классика американской литературы Роберта Фроста. Стихотворение, естественно, также называлось «Светлячки в саду»:

У звезд, что так ясны и высоки,
Есть на земле живые двойники -
Садовые ночные светляки.
Но как бы ни прилежен свет их был,
Да краток век и маловато сил,
Чтоб вторить блеску вечному светил.

(Перевод Б. Хлебникова)

Итак, детство Майкла (Райан Рейнольдс) было не самым счастливым, и виной тому — его жестокий и деспотичный отец Чарльз (Уильям Дефо), зануда, придерживающийся довольно-таки садистских взглядов на воспитание наследника и постоянно ссорящийся со своей женой Лизой (Джулия Робертс). В доме царит кошмарная атмосфера, которую, впрочем, неожиданно скрасила младшая сестра Лизы — Джейн (Эмили Уотсон), приехавшая погостить на лето и весьма сдружившаяся с Майклом. Много лет спустя сын Джейн выбежит на дорогу у дома, чтобы подобрать бейсбольный мяч, сидящий за рулем Чарльз будет вынужден резко свернуть и Лиза, не пристегнувшая ремень, погибнет. А ее муж и племянник — каждый по-своему — будут мучиться, виня себя в ее смерти.

И образ «идеальной семьи», и без того зыбкий, начнет трещать по всем швам. Безутешный вдовец прямо над гробом отчитает сына за неподобающую форму одежды. Сын, в свою очередь, «отличится», помирившись с собственной супругой и устроив бурный секс на поминках. В бумагах покойной, которую муж считал «безупречной», обнаружатся неопровержимые доказательства того, что она вот уже три года абсолютно счастлива с другим человеком. К сыну Джейн пригласят психотерапевта — и мальчик сбежит из дома, а его мать проклянет друга своих детских лет за то, что он мог вернуть ребенка домой, но решил, что племяннику лучше побыть одному. И вот так, через ссоры и скандалы, они все наконец-то придут к чему-то похожему на взаимопонимание, и Майкл даже откажется от публикации рукописи, компрометирующей его отца.

Это дебютная полнометражная работа Денниса Ли (раньше он был удостоен «Студенческого «Оскара» за короткометражку), и изначально режиссер планировал отснять этот фильм за 500–700 тысяч долларов с участием неизвестных, но очень талантливых, по его мнению, актеров. Но Марко Вебер, ставший продюсером фильма, буквально «влюбился» в сценарий, который счел на редкость честным и реалистичным, и пообещал дать фильму «зеленую улицу», если удастся собрать «звездный состав». Первой звездой стала Джулия Робертс. «Королеву мелодрамы» привлек в проект ее муж, Дэнни Модер, уже утвержденный к тому моменту главным оператором фильма (и, кстати, блестяще справившийся со своей задачей).

По наблюдениям сопродюсера фильма Филиппа Роуза, «Светлячки в саду» — это рассказ «о любой семье»: «Каждый, кто прочитал сценарий, ощутил родство с кем-либо из его персонажей. Или это был какой-то момент из истории и становления его семьи, или что-то, что он мог спроецировать на свою судьбу и свой характер». В этом качестве фильму, пожалуй, нельзя отказать. Но, как ни странно, остается ощущение, что Деннис Ли… слишком умен для той истории, которую он рассказал.

Фильм можно было бы назвать «достаточно интеллектуальным« — эта в сущности простая житейская история по уши напичкана смысловым параллелизмом, неоднозначными символами, недоговоренностями, оставляющими простор для толкований, и прочей пищей для ума. И все это как-то «по-английски»: неспешно, мягко, несколько пресновато, аккуратно и слегка отстраненно. В результате «честной семейной мелодрамы» не получилось: не хватило непосредственности, простоты и какой-то эмоциональной честности. А до полноценной драмы тоже не дотягивает: маловато открытого накала страстей и масштаба трагедии. По большому счету, и прослезиться-то негде. Тут уж надо выбирать — либо давить на чувства зрителей, либо заниматься рефлексией.

Впервые фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале 2008 года. Критики картину не одобрили, назвав ее скучной и пресной.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: