Ангара на Волге

На новосибирские экраны вышел «деревенский» фильм Александра Прошкина «Живи и помни».

На новосибирские экраны вышел «деревенский» фильм Александра Прошкина «Живи и помни»

Началось все в 70-е годы, когда у писателя Валентина Распутина закончились деньги. Он пошел в издательство и заключил договор на очерк о стройке коммунизма. Но вместо очерка принес повесть — «Живи и помни». Сейчас, несмотря на достаточно короткий для литературного произведения срок жизни, это уже классика.

Потом Московский художественный театр поставил одноименный спектакль, где главную женскую роль сыграла Дарья Мороз, и все это очень понравилось Распутину. Появилась идея фильма, но только мэтру литературы хотелось, чтобы в качестве режиссера был не «юноша бледный со взором горящим», а человек серьезный и хотя бы немножко заслуженный. И такой нашелся: Александр Прошкин — режиссер с двадцатилетним стажем, снявший, среди прочего, «Холодное лето 53-го» и «Доктора Живаго». Распутин согласился при условии, что Дарья Мороз снова сыграет ту же роль… И она сыграла.

Итак, последний год войны — о близкой Победе еще никому не известно. И сироте Настене (Дарье Мороз) приходится очень нелегко: муж ушел на войну, а на ней держится весь дом — притом что хозяева в нем — родители мужа, старые и больные (неузнаваемые Александр Маковецкий и Евгения Глушенко). Да еще свекровь не устает попрекать девушку тем, что за четыре года довоенной мужней жизни та так и не забеременела…

И вот Андрей (Михаил Евланов) возвращается в родную деревню — но совсем не так, как хотелось бы. Раненый, после выписки из госпиталя он не вернулся в родную часть, и вместо того, чтобы защищать великую страну, рванул на малую родину, к жене. Теперь он, заросший и страшный (натуральный Леший), скрывается в лесах, и одна Настя знает о его возвращении и помогает ему скрыться ото всех, включая домашних (а куда деваться, если в противном случае муж недвусмысленно пригрозил ее прибить?). И в ней с новой силой вспыхивает страсть к мужу — дезертиру и предателю. Вскоре Настена узнает, что беременна. И, естественно, превращается в глазах деревенской общественности в олицетворение порока, нагулявшую живот, не дождавшись мужа. А война тем временем закончилась — и в деревню возвращаются мужики: отцы, мужья, сыновья… А Андрею вернуться не суждено — он обрек себя на одиночество в заброшенном доме, и с этим уже ничего не поделать. А тем временем по деревне все упорней начинают ходить слухи о его дезертирстве…

По слухам, Распутин, для которого главным в повести, написанной всего через 30 лет после Победы, была тема дезертирства и тяжкой расплаты за него, просил Прошкина о двух вещах: не переворачивать в угоду времени все с ног на голову, не оправдывать дезертира, делая его народным героем. И… по возможности избежать постельных сцен. Вот со вторым пунктом как-то не получилось: кино и книга — все-таки разные вещи, и режиссер намеренно ушел от длинных многостраничных разговоров супругов, заменив их действием под кодовым названием «любовь» со всеми физиологическими вытекающими. И снял душераздирающий роман о том, как в экстремальных обстоятельствах нормальные привычные супружеские отношения вдруг превращаются в поистине шекспировскую страсть.

Хотя на самом деле даже не это было решающим. По словам режиссера, главная мысль, которую он пытался донести своим фильмом, — это необходимость срочно обратить внимание на русскую деревню: «Я принял окончательное решение снимать эту картину после того, как проехал по провинции, по деревням, которые погибают. Сегодня мы — равнодушные свидетели исчезновения старой русской деревни с ее привычками, традициями, укладом. Но если Россия потеряет деревни, то потеряет и стержень нации».

На кропотливое воссоздание деревенских реалий была потрачена масса сил и времени. В повести Распутина действие происходит в Приангарье, но там, как сказал режиссер, подходящей натуры уже не осталось, и в результате роль Ангары в фильме исполняет нижегородская Ветлуга — один из крупнейших притоков Волги. Найти подходящую деревню тоже не удалось, и снимали в целом ряде поволжских деревень, привлекая к процессу кинопроизводства местных жителей. Хотя, как сокрушался Прошкин, даже на самые маленькие роли найти «натуральных» актрис было трудно: в нынешних деревнях молодых женщин кот наплакал. Зато у актеров был шанс «вработаться», влиться в обстановку — в чем особенно преуспел Сергей Маковецкий, очень неожиданный в роли деревенского деда и весьма органичный. Съемочная группа постоянно «теряла» его на съемочной площадке — настолько «сливался» он с окружающей средой.

Поработал с актерами и специально приглашенный лингвист (это сейчас можно, вспомнить хотя бы «Ликвидацию») — ставил «сибирский говор», сильно затрудняющий восприятие фильма.

На прошедшем в Сочи «Кинотавре» фильм открывал конкурсную программу и получил в итоге второй по значимости приз — за режиссуру. Но в зрительском «голосовании рублем» проиграл безнадежно.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать