«Решётки» и «звёздочки» для доверчивых

Жулики всё изобретательнее используют достижения технического прогресса.

Жулики всё изобретательнее используют достижения технического прогресса

Розыгрыши

…Голос в трубке сотового звучал уверенно, но торопливо и как-то заученно, будто говоривший устал повторять приятную новость: «Поздравляем, вам повезло! Радиостанция (название слилось в какие-то непонятные звуки) проводит акцию, и на номер вашего мобильного телефона выпал выигрыш — новая модификация «Нокия« с видеокамерой. Подробности можете узнать по номеру на экране вашего телефона». Секундное замешательство мгновенно сменилось одной эмоцией: «Вот жулье, никуда от него не деться, везде достанут!» Только на другой день любопытство все же заставило позвонить. Как и ожидалось, равнодушный голос сообщил: «Номер заблокирован».

Зачем они позвонили, если никаких дальнейших действий по облапошиванию доверчивых не последовало?

— Значит, что-то у них на этот раз не сложилось, — объясняет Сергей Шелудько, заместитель начальника отдела с длинным названием, которое надо привести полностью, чтобы все было ясно: отдел по борьбе с преступлениями в сфере телекоммуникаций, компьютерной информации и незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств ГУВД по Новосибирской области.

Такое вот наименование, впрочем, ничего удивительного: чем выше наша оснащенность, тем изобретательнее используют достижения науки и всеобщего прогресса жулики. Потому что играют на эмоциях, а они, как известно, так быстро, как техника, не меняются. Человек по-прежнему жаждет чуда, приятных неожиданностей, халявы…

— А когда все идет по плану мошенников, то способ, который я бы назвал «розыгрыш», имеет типовую развязку, — расшифровывает «метод» Сергей Шелудько. — Звонивший «благодетель» предлагает «счастливчику» всего лишь оплатить почтовые расходы — купить карту экспресс-оплаты, например, на тысячу рублей и активировать ее на телефон «радиостанции». И находятся люди, принимающие «игру» за чистую монету. Да, платят и ждут. Наверное, до сих пор.

Звонок другу

Но это лишь один метод жульничества со средствами связи. Как уже многократно растолковывали СМИ, в том числе и наша газета, самый первый и активно пользуемый жульем способ — это «звонок другу — маме, папе, бабуле, дедуле». «Помогите, я попал в беду, нарушил правила на дороге, и гаишник требует денег». Или «Меня задержали, сам не знаю за что, нужны деньги». Да, деньги у нас всегда подмога, народ свято верит, что при разруливании любой ситуации нельзя не дать. Вот и наскребает бабуля свои похоронные, мамаша достает из заначки. Сколько уже выловлено жуликов, которые приходили в условленное место за «выручкой». Казалось бы, уже все рассказано о такого рода мошенничестве, но народ наш все покупается, все верит, что помогает выручить родственника. Излишняя доверчивость? Или элементарная глупость?

— Я бы не стал так сурово осуждать людей, — говорит мой собеседник. — Все знают о телефонных мошенниках, но когда человека застают врасплох, когда даже чужой голос кажется знакомым, эмоции берут верх, это психология. Родные начинают лихорадочно соображать, как помочь. Но все же при разговоре надо пытаться выяснить как можно больше деталей о случившемся: где произошло, как, кто еще присутствовал, поинтересоваться фамилией сотрудника ГАИ. Если мошенник почувствует, что вы слишком много хотите знать, он прекратит разговор. Дальше стоит любыми способами перепроверить то, что прозвучало по телефону. Перезвонить самому «попавшему в беду», на его работу, знакомым, другим родственникам. Если сообщили о дорожно-транспортном происшествии, то можно перезвонить в дежурную часть райотдела, справиться, была ли такая ситуация на дороге. Окажется, что и деньги собирать не придется. А еще лучше, если жулик придет в условленное место, а его там встретит не бабушка, а сотрудники уголовного розыска…

Широко раскинутая сеть SMS

…Жулье не всегда гоняется сразу за крупной суммой, можно и по зернышку клевать, но широко раскинув сеть. Мобильная связь очень для этого подходит. И о такой афере рассказал Сергей Шелудько. На сотни телефонов стали поступать неприятные сообщения на ту же «бедственную» тему: «У меня проблемы. Помоги. Если мой телефон заблокирован, перешли на этот номер семьдесят рублей». Да, теперь просили не тысячи, а не более сотни. Эсэмэски «кричали» о помощи, и родственники, знакомые переводили деньги. Как впоследствии оказалось, набралось до тридцати тысяч. Представьте, сколько сердобольных. Конечно, сто рублей не деньги, но хоть кто-нибудь взялся проверить у своего «бедствующего» брата, свата, просил ли он о помощи?

Проверку пришлось проводить сотрудникам отдела по борьбе с преступностью в сфере телекоммуникаций во взаимодействии со службой безопасности фирмы — оператора связи. Было опрошено более двухсот человек, получивших такие SMS. Группу выявили. Оказалось, что организатор командовал «операцией» из «зоны», где отбывал наказание и, похоже, скучал. Действовали с помощью чужой СИМ-карты. В группе были распределены обязанности: один за небольшие деньги просил знакомых полубомжей оформить эту СИМ-карту, другой отсылал эсэмэски, третий бегал по доверенности получать приходящие на счет денежки. Это был первый в России случай такого типа мошенничества. Но заявления написали всего несколько обманутых, другие не захотели — потеря невелика, так зачем связываться… Так что ущерб получился небольшой, на уголовное дело не потянул, потому его не удалось возбудить. Вот и получается, что подобная несознательность дает фору преступникам, можно сказать, провоцирует их на совершенствование своих методов.

Чаще всего на фиктивные SMS с просьбой перевести деньги на счет откликаются немолодые люди. Им кажется, что их номер могут знать только близкие, они не подозревают, что такие рассылки идут от жуликов в массовом порядке по принципу частой сети. Но и это не все мошеннические операции. Сейчас в моде всевозможные акции, все фирмы разнообразными способами привлекают покупателей, пользователей, клиентов. Вы можете получить на свой мобильник звонок якобы от оператора связи. С извинениями вам сообщат, что возникла техническая необходимость перевести вас на другой тариф, временно, или предложат более выгодный тариф. Правда, для этого надо перевести некоторую сумму. Или вы получите эсэмэску с аналогичным предложением. Или могут предложить музыку, фотографию на мобильник. Или, допустим, оградить ваш телефон от назойливой рекламы. Но за все надо заплатить, причем небольшую сумму. Не стоит спешить воспользоваться новой услугой. Скорее всего, это фиктивный сервис, мошенничество в чистом виде. Надо позвонить в службу поддержки абонентов оператора связи, поинтересоваться, действительно ли такая услуга предлагается.

Повышать мобильную грамотность

— Все эти виды мошенничества в сфере сотовой связи у нас распространены, — подводит итог Сергей Шелудько. — Важно, чтобы люди не теряли бдительности и не отказывались сообщать о странных случаях в милицию. Например, если просят набрать комбинацию цифр с символами «звездочка» или «решетка», стоит насторожиться. Тут явно попахивает махинацией. Чтобы не стать жертвой мошенников, надо проверять любую нежданную и неожиданную информацию, пришедшую на ваш телефон. Тем более, если речь идет о какой-то, пусть даже незначительной, сумме. Телефонов становится все больше, а как с ними обращаться и общаться, не все знают. Не случайно компания «Билайн» создала проект «Мобильная грамотность». И нас, как сотрудников соответствующего отдела милиции, пригласила к взаимодействию.

— Сейчас у многих детей мобильные телефоны. Мошенникам, наверное, проще обмануть ребенка. Что можно посоветовать родителям?

— Чаще всего у детей, подростков отнимают телефон или обманывают: просят позвонить и не возвращают. Причем свои же сверстники. Это общеуголовная преступность. Совет один: никому трубку не давать. А родителям — не покупать детям дорогие телефоны, к тому же подростки любят покрасоваться перед другими, чем провоцируют нехороших мальчиков. Если же говорить именно о мошенничестве в сотовой сети, например, о предложениях по SMS новых тарифов, музыки, естественно, с оплатой, то имеются детские тарифы, которые могут контролироваться взрослыми.

— Чего нам ждать от мошенников в сфере мобильной связи?

— Чем больше телефонов и возможностей в телефонах, тем шире возможности для жуликов. Суть их действий в любой сфере всегда одна — обман. Так что будут появляться все новые предложения для получения денег. А пока надо повышать мобильную грамотность…

Поделиться:
Копировать