Новосибирск 10.7 °C

Десять метров ткани для миниатюрной талии

31.05.2008 00:00:00

Мода, как известно, изменчива, непостоянна, а вот стиль всегда с тобой. Если он есть, конечно. К сценическим костюмам балерин этот постулат подходит точно.

Их образы вдохновляют именитых модельеров, и вот тогда обычные пачки превращаются либо в произведение искусства, либо просто трещат по швам. Говорят, что давным-давно молодой дизайнер Кристиан Диор чуть не провалился со стыда, когда его балетные костюмы буквально сыпались на премьере «Тринадцати танцев» Ролана Пети и Бориса Кохно.

Проследить, как меняется мода балетного костюма, непосвященному человеку довольно сложно, потому как все изменения незначительны и неуловимы. Чтобы в этом убедиться, мы отправились в Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.

Тюль, крепдешин и натуральный шелк

Вот взять художника по костюмам, без которого ни один спектакль не обходится. Чтобы его фантазии, заявленные на эскизах, стали реальностью, подключаются технологи, закройщики и портные. Бывают между ними и споры, не без того. Но именно после них и рождается желаемый образ.

— Художник объясняет нам свою задумку, — рассказывает технолог по изготовлению театральных костюмов Майя Игнаткина. — А мы ему говорим, можем ли мы это сделать или нет. Потом закупаем материал и приступаем к работе. В Новосибирске нужные ткани не всегда сыщешь. Бывают сезоны, когда ходим по магазинам и буквально по кускам собираем. Как правило, в ход идут самые обычные материи. Для пачек и «шопеновок» — тюль, для костюмов — крепдешин, креп-шифон и другие. А роскошные ткани бывают в дефиците, например, натуральные шелка. Тогда приходится заказывать за границей. Так выходит дешевле, если нужна большая партия. Для «Лебединого озера», например, будем покупать в Германии. На премьеру «Баядерки» закупали настоящие сари в Индии и потом из них кроили. А какие-то ткани лично привез известный знаток истории моды, художник по костюмам Александр Васильев из Франции.

Сам Васильев отмечает, что появилось много синтетических тканей. Они прямо-таки вторглись в балетный костюм: лайкры, спандексы, стрейджи, которые никогда раньше не использовались… А крой особенно не изменился. Балетный костюм он считает самым сексуальным, потому что он обнажает тело, и мы видим формы, и мужские, и женские, мы видим такие детали тела, которые оперный костюм никогда в жизни не покажет. В русском балетном костюме, по его мнению, вообще идет полная какофония: «Слово «нюанс« здесь не известно. Если берут красный цвет, то уже не жалеют краски. Когда берут желтый — то же самое, или золото. Мало знакомы и с полутонами, что характерно для английской школы. У нас грубовато, а на самом деле все имеет значение, даже размер блесток».

У мужских костюмов ткани тоже меняются. Портные говорят, что раньше они были попроще, а сейчас побогаче. Для создания мужского образа используются тянущиеся, супероблегающие ткани, дающие свободу движений.

— Раньше их шили только из натуральных материалов, допустим, из бархата на хлопковой основе, — сравнивает Майя. — Простой трикотаж шел на трико. Сейчас ткани, безусловно, красивее, но тело в них не дышит. Поэтому артисты быстрее потеют. Дискомфорт есть, но не жалуются. Красота, не случайно говорят, требует жертв.

Воздушная такая

Тамара Белкина знает толк в женских костюмах

Пачка, на мой взгляд, самая очаровательная часть балетного костюма. Примерив ее, сразу же хочется встать на цыпочки и сделать прыжок. И неважно при этом, балерина ты или нет…

Впервые балетная пачка (tutu) была сделана для итальянской артистки балета Марии Тальони в 1839 году. Но за много лет эта конструкция приобрела совершенно другой вид.

— Пачки были поначалу ровные и кругленькие, как тарелочка или блинчик, — рассказывает Майя. — Потом пошла мода на опушенные внизу, напоминающие абажуры. Затем стали делать пачки без стальки — это такой тонкий обод из гибкой стали, скрепляющий воздушные слои оборок. То есть такая форму все равно держит, но сшита по специальной технологии и получается мягкой. Все зависит от спектакля и от идеи художника. Один хочет, чтобы танцевали в такой пачке, а другой не хочет. Современные пачки стали немного тяжелее, потому как их размеры стали больше. Посмотрите на фотографиях на Уланову, Крупенину, и вы увидите, что слои пачки совсем коротенькие, марлевые накрахмаленные — сантиметров 30 — 33. А сейчас до пятидесяти сантиметров доходят. Мода то удлиняет их, то укорачивает. На пачку, между прочим, уходит десять метров тюля (жесткого, полужесткого либо мягкого).

Портниха Тамара Белкина, специализирующаяся на женских костюмах, говорит, что при пошиве пачки используется как ручная, так и машинная работа. Шить ее непросто. Если человек (даже имеющий опыт шитья) приступит к такой новой для него работе, то с ходу вряд ли у него что-то получится.

А будет ли дальше меняться силуэт пачки, покажет время. Специалисты считают, что сталька, лиф с бретелями и оборки внизу еще долго останутся эталоном. Кстати, до середины ХХ века пачки в России по старинке шились из муслина и тарлатана и долго крахмалились перед каждым спектаклем. В 1957 году Майя Плисецкая привезла с английских гастролей первый образец пачки на стальке.

Примерки для самых неотразимых

Пачка примы ждёт примерки

Костюмы все именные — шьются индивидуально для каждой балерины, будь то солистка или артистка кордебалета. Во-первых, так гигиеничней, а во-вторых, все барышни разные. Три-четыре примерки, и все готово.

— После первой примерки если чуть-чуть набирают вес, то подгоняем по фигуре, но худеть не заставляем, конечно, — улыбается Майя. — Чертыхнемся между собой, что «опять поправилась», и принимаемся за дело. Моды на фигуры у артисток не наблюдается. Да и стандартных пропорций тела нет. Есть кто похудее и чуть посправнее, у кого-то ноги длиннее, у кого-то талия уже. Размеры балерин — от 38 и по 44. Встречались мне и крупноватые — 46 размера. Фактурные балерины тоже востребованы, главное, чтоб способные были. Бывает, заменяют артиста в случае болезни или потому что другой лучше танцует, тогда приходится срочно переделывать костюм с маленького на большой или наоборот. Балерины иногда капризничают на примерках. А почему нет? Они ведь хотят быть лучше всех, самыми неотразимыми и неповторимыми. В зависимости от сложности костюма на примерки приглашаем чаще, чем обычно.

Конфузы с костюмами тоже случаются: первый акт спектакля закончился, и шов где-нибудь треснул… Редкость, конечно, не закономерность. Чаще это бывает со старыми костюмами.

«Хорошо, когда такие недочеты «вылезут« на генеральной репетиции, а не на премьере», — говорят портные. Костюмы, само собой, должны быть крепко сшиты. Двойные строчки для этого, конечно, не делают, а просто крепкие нитки используют. Хотя артисты любят, чтобы костюм у каждого по-разному сидел: одним лучше, чтобы он утягивал, другим — чтоб немного свободней был: «Дышать хочу. Чтобы ничего не давило!» На примерках все это и решается. Кардинальные изменения артисты балета в костюм не вносят, конечно: художник им этого просто не позволит. Все, на что можно его уговорить, — подкорректировать.

А перед выходом на сцену нередко костюмы зашивают прямо на артисте. Поверх крючков делают плотный шов. Не дай бог, что-то расстегнется, и балерина будет с голой спиной! Но об этом заботится костюмер. Это уже другая история.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: