Очень многое в жизни, считает актёр театра «Старый дом» Сергей Безродных, зависит от упорства
Сергей Безродных, заслуженный артист Российской Федерации, выступает на сцене театра «Старый дом» с 1989 года. Кого бы он ни играл вечно современных героев Александра Островского, принца Уэльского, дружелюбного мурлыку Леопольда в детском мюзикле в каждой роли он находит свою «изюминку», свою неповторимую ноту.
Не так давно, в декабре, вы получили звание заслуженного артиста Российской Федерации. Каково это чувствовать себя заслуженным артистом? Что-нибудь для вас изменилось?
По большому счету, не изменилось ничего какого-то феерического восторга я не ощущаю
Правда, высокое звание обязывает быть на высоте, понуждает к самодисциплине. Вдохновение вообще не возникает на пустом месте: очень многое в жизни зависит от упорства, от тех усилий, которые прикладываешь, работая над ролью. Просто в какой-то таинственный момент приходит состояние легкости, которое зовется вдохновением. Как только звенит третий звонок, звучит музыка, что-то происходит в организме, и ты включаешься моментально! Попадаешь на общую волну со зрителем, с партнером, ловишь кайф и даже сам не успеваешь понять, почему так здорово все получается.
Какие роли были для вас самыми-самыми любимыми, памятными, знаковыми?
Можно, пожалуй, выделить спектакль, поставленный замечательным режиссером Анатолием Морозовым по пьесе Григория Горина «Кин IV». Это история жизни легендарного актера Эдмунда Кина, в которой я играл принца Уэльского (впоследствии он становится английским королем Георгом IV). Мой король человек особого склада: он страстно мечтает о сцене, театральное искусство для него интересней и важней, чем политические игры. Кто-то из рецензентов написал даже, что после просмотра спектакля «Кин IV» начинаешь лучше понимать поступки императора Нерона!
Кто воплощает в себе настоящую власть гениальный лицедей или умный политик, стоящий на вершине государственной лестницы? Трагик Эдмунд Кин по-своему пытается на этот вопрос ответить. Он говорит его величеству: «Вы не властны надо мной не вы поставили меня на сцену, не вам запрещать мне выходить на нее»
И вместе с тем эти люди, эти друзья-соперники просто не могут обходиться друг без друга! В своем последнем разговоре с Кином, уже умирая, король Георг вспоминает самое дорогое театр: отблеск свечей в глазах актрис, дыхание занавеса
По мнению Эдмунда Кина, король не властен над представителем высокого искусства, «актером от Бога». С этим можно и соглашаться, и спорить
Разве политика не влияет на то, что мы видим вокруг себя, на сцене, на больших и малых экранах?
Соперничество художника и монарха, короля и «шута» это такая старинная тема! Она волновала людей во все времена. Представители власти навязывают стереотипы, а человек поддается, пляшет под чужую дудку. Но ведь, в конце концов, в памяти истории правым остается именно тот, кто «от Бога»
Я связан со сценой уже давным-давно и могу сказать, что «короли» приходят и уходят, а жизнь особенно жизнь в искусстве движется по каким-то своим, тайным законам. Меняется время, но (и это может даже показаться абсурдным!) в жизни театра каких-то разительных перемен я не вижу. Да, смягчился идеологический прессинг, но талантливые постановки в огромном количестве что-то не рождаются. Такое ощущение, будто людям дали свободу, а как ею пользоваться никто не знает.
Говорят, актерская профессия дает возможность не только себя показать, но и мир посмотреть. Какие впечатления остались от поездки в Страну восходящего солнца? Почему вообще русский народ так увлекся всем японским: восточной философией, литературой, кинематографом?
Япония очень притягательная, необычная страна! Страна, где люди много и охотно улыбаются. Мне показалось, японцы сохранили что-то детское в себе: непосредственность, доверчивость, послушание
многие качества, которые мы, русские люди, почти утратили. Япония это какая-то фантастическая цивилизация трудоголиков. Опыт прожитых лет не гипнотизирует японцев, не мешает им стремиться в будущее. И в то же время они уважают, берегут свою историю. В августе, в те самые дни, когда мы были на гастролях, японцы вспоминали бомбежку Хиросимы и Нагасаки.
В 2000 году в Токио и Саппоро мы показали пьесу Санъюте Энтё «Пионовый фонарь. Проклятие меча». Режиссер Семен Верхградский стилизовал наш спектакль под театр кабуки. Я помню, как мы, артисты, вместе с японцами праздновали О-Бон, День поминовения усопших: ходили на старинное величественное кладбище, видели могилу Санъюте Энтё, автора пьесы.
Когда речь заходит о гастролях, обычно вспоминаются загранкомандировки. Но ведь есть еще такое понятие, как «малые гастроли»?..
Жители сел, районных городков это очень благодарные зрители, очень. Даже если на вечерний спектакль пришло всего пять бабушек, эмоциональный отклик все равно чувствуется! Если честно, порой начинаешь себя жалеть, думаешь: «Ну и во имя чего все это затевалось?!» Но все же смысл работы заключается не просто в количестве зрителей, которое удается собрать
У многих людей вообще нет никакой возможности выехать в город, чтобы приобщиться к столичной жизни. Да, в конце концов, отсутствие театра это еще не самая больная проблема для нашей глубинки! Людям приходится выживать в таких тяжких условиях
просто не верится, что на дворе ХХI век, что Россия богатая держава. «Старый дом» возил спектакли в Усть-Тарку, Тогучин я надеюсь, наш театр помнят там до сих пор.
А если вернуться к самому началу творческого пути, не могли бы вы рассказать, с чего начиналась ваша жизнь на сцене?
В детстве мы, ребятишки, ходили в ТЮЗ. А наши девчонки-одноклассницы собирали открытки «с артистами». Я тоже однажды купил себе такую открытку за три копейки портрет старинного актера Владимира Емельянова. Вообще, к театру у меня было какое-то особое отношение благоговейное, трепетное! Если мимо меня проходил «живой артист» ТЮЗа, я мог стоять и глазеть ему вслед, как зачарованный. «Вот бы артистом стать!» думалось в такие минуты. А потом были самые разные периоды в жизни: то я мечтал быть следователем, сыщиком, то вдруг хотелось стать врачом, переводчиком
Когда мне исполнилось шестнадцать, одна дама-гадалка торжественно предрекла: «Помяните мое слово, молодой человек: кем бы вы ни стали, в конце концов все равно будете журналистом!» И знаете, это предсказание почти сбылось: в течение жизни мне пришлось заниматься многим, в том числе журналистикой (читал тексты, брал интервью на Сибирском христианском радио). Хотя самое главное для меня это, конечно, театр.
Какое-то
время я работал в Майкопе, на сцене Русского театра имени Пушкина (название адыгейской столицы
по-русски звучит очень красиво «Долина яблок»). Первую главную роль играл в психологической драме Виктора Розова «Кабанчик»
А потом были самые разные роли: «русский Гамлет» Молчанов в пьесе «Расточитель» Лескова, Ясон в «Медее» Мюллера, Кочкарев в гоголевской «Женитьбе», персонажи Островского
Кстати, мне очень повезло с Островским это мой самый обожаемый драматург и, наверное, «самый русский» из всех авторов, писавших для театра!
Ужасно люблю играть комичных, чудаковатых персонажей
Например, в мюзикле «Последняя любовь Насреддина» я играл Портного: лохматил волосы, чернил зубы. В общем, преображался до неузнаваемости!
Считается, что актеры мистики по натуре. Многие из ваших коллег верят в судьбу, в приметы, в счастливые случаи. Во что верите лично вы?
Я стараюсь относиться ко всем этим приметам, случаям, гаданиям более-менее трезво. Наверное, если человек сам поддается, по его вере примета сбывается
в мире ведь столько непонятного, загадочного! Актеры всегда пытались найти способ «приманить удачу»: если текст роли, допустим, упал на пол, нужно обязательно сесть на него, а затем подняться с ним вместе иначе тебя обязательно ждет провал!..
Но, я думаю, настоящая мистика актерской профессии заключается в другом: роли, которые приходится играть, оставляют глубокий след в душе.
Как-то
раз я играл Иисуса Христа в детском спектакле «Отче наш». Мой герой это был даже не Иисус, а папа маленького мальчика: накануне Рождества отец рассказывал ребенку историю Иисуса Христа, а малыш так впечатлялся, что в его фантазиях папа становился Христом, а мама Божией Матерью. С одной стороны, это было
довольно-таки страшно: из папы превращаться в Бога
А с другой стороны светло на душе, потому что это был добрый спектакль. Спектакль, который
как-то приоткрывал мир детских представлений, фантазий.
В целом, хочется прожить на сцене как можно больше ролей, интересных, разноплановых, «покопаться» в характерах героев. Ведь наши герои это не просто маски, вырастающие из пустоты. Каждый актер ищет в себе новые грани, изучает самого себя. А из знания «вырастают» роли образы, которым сопереживает зритель.