В понедельник пассажирский (или, как его еще называют, «социальный«) теплоход
Новосибирская «Москва» теплоход, так сказать, в полном расцвете сил. В порту есть несколько судов, которые со временем частично или полностью устарели и, естественно, потребовали некоторых усовершенствований в салоне, каюте и рубке. Многие специалисты признают, что плюсы этого теплохода именно в его удачной проектировке. На борту судна могут разместиться 243 человека. Глобальные преобразования здесь пока не нужны. Даже более чем двадцать лет спустя тепловая машина соответствует необходимым требованиям.
В Москве одноименных водных транспортных средств сейчас около сорока штук, у нас пять. В наш город они попали по Северному морскому пути: до Салехарда их доставили на барже, а оттуда уже своим ходом. Средний возраст таких теплоходов в Новосибирском речпорту около двадцати пяти лет.
Судно мы ремонтируем ежегодно, говорит заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам Анатолий Емельяненков. В док, на капремонт, загоняем раз в пять лет. О «косметическом» я уже и речи не веду. Периодически подкручиваем, красим, моем, убираем. Все по расписанию.
Здесь действительно все по расписанию, в том числе сезонные трудности. На весь маршрут «Речной вокзал Седова Заимка» это единственное транспортное средство. Его пассажиры почти без исключения дачники. В среднем за навигацию услугами этого водного транспорта воспользуются около сорока тысяч пассажиров. С таким количеством посетителей один теплоход вполне справляется. Правда, о рентабельности речь не идет. «Теплоходит» он по социальной программе, и поэтому почти 70 процентов пассажиров ездят за половину стоимости билета, двадцать процентов абсолютно бесплатно и только десять оплачивают все полностью.
Рентабельность у нас в этом деле нулевая, говорит Анатолий Емельяненков. Но мы и этому уже рады. Держаться на плаву позволяют ежегодные дотации от областной администрации.
Теплоход пока единственный наиболее удобный способ добраться до той же Седовой Заимки. А ведь забарахлить он может и в период навигации. Найдется ли тогда замена или нет пока сказать сложно, но вот что в ближайшее время новых приобретений в Новосибирском речпорту не планируется, так это точно.
Нового нам давно ничего не поступало, говорит заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам. Сейчас в большинстве рейсов работают машины, выпущенные в восьмидесятых годах. А вот купить новую технику не под силу. Стоимость одного теплохода до двухсот миллионов.
Тот, кто впервые оказался на подобном теплоходе, может подумать, что попал в «советское» прошлое. Внешне здесь многое далеко от киношных европейских стандартов. Но ведь чтобы доехать, к примеру, от работы до дома, мы, не задумываясь, сядем в разбитый «пазик«, тем более если до нужной остановки ходит единственный маршрут и тот с большим интервалом. Нравится не нравится, а ехать приходится.
На мой взгляд,