Всё по науке

Раньше искусство представляло идеал и идеальных героев, а если изображало обычных людей, то искало в них начало возвышающее, а теперь искусство радует нас великим обобщением — все люди мусор.

Прошел почти месяц после выборов. Цены поняли, что им пока ничего не грозит, и радостно скачут вверх.

Если экономика — наука, то рост цен — явление такое же неизбежное, как тяготение, а мы не жалуемся на то, что все притягивается друг к другу прямо пропорционально произведению масс и обратно пропорционально квадрату расстояния. Так же, как и на то, что на всякое тело, погруженное в жидкость или в газ, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды или газа (закон Архимеда).

Иначе говоря, есть сила, которая выталкивает наверх самое легкое, и оно плавает на поверхности и не тонет. Вот об этом легком, что плавает на поверхности нашей жизни, и хочется сказать несколько слов. Дело в том, что, по-видимому, все же есть разница между законами общественными и физическими. Она, эта разница, состоит в том, что природа остается природой, а общество, которое размещается в этой природе, меняется. И надо полагать, что меняются его законы.

Например, возьмем искусство. Когда-то в Древней Греции, в ренессансной Италии, в России XIX века на поверхности были великие архитекторы, скульпторы, живописцы, музыканты, писатели, которых среда туда неизбежно, по закону выталкивала. Для того, чтобы понять, зачем все эти деятели искусства нужны обществу, возникла даже философская дисциплина под названием «эстетика». (Слово «эстетикос» в древнегреческом означало «чувственный, чувствующий», и, соответственно, данная философская наука озаботилась вопросом о том, как мы чувствуем.) И обнаружила соответствующие законы. Например, что благодаря искусству мы переживаем «катарсис» — очищение души. То есть сопереживание тому, что происходит в трагедии, заставляет нас видеть себя со стороны и направлять усилия к тому, чтобы мы стали лучше. Созерцание прекрасных богов, как и наслаждение музыкой, заставляет нас быть лучше. Возникли такие понятия, как «гармония», «золотое сечение», «возвышенное» и т.д. И смех во время комедии оказался очищающим. В общем, над вымыслом обливались слезами.

Сейчас общество другое. Мы стали легче, и на поверхность выталкиваются не Эсхил, Фидий, Леонардо да Винчи или Пушкин с Чайковским, а что-то совсем другое. Общество стало много легче. Над вымыслом мы не плачем и все больше не смеемся, а гогочем. И не очищаемся, а наоборот. Как это получилось?

На самом деле причина здесь очень простая, хотя и многоплановая — коммерция. Легкое легче продается. Раньше искусство представляло идеал и идеальных героев, а если изображало обычных людей, то искало в них начало возвышающее, а теперь искусство радует нас великим обобщением — все люди мусор. И все люди, даже самые-самые, легенькие, как тот цветок, что плавает в проруби. Просто кому-то повезло, а кому-то нет. И нынешний общественный закон Архимеда состоит в том, что сила всех выталкивает одинаково, но кто-то случайно оказался выше.

Есть еще один известный закон: пустая бочка гремит громче. Не просто гремит, но прямо-таки грохочет, грохотом заглушая свою внутреннюю пустоту.

Критерии поменялись. Искусство не возвышает, а угождает. Какое общество, такое и искусство. Почему же цены должны быть хуже? Вот они и пытаются соответствовать. Все по закону, все по науке.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать