Хороший повод умерить страсти

Ещё Михайло Ломоносов в своих записках «О размножении и сохранении российского народа» возмущался неудобным временем поста и его строгостью.

В понедельник у православных начинается Великий пост

Как известно, нынешний год високосный, что случается один раз в четыре года. Но и в церковном христианском календаре 2008 год не совсем обычен.

Если в обычные годы католическая Пасха опережает православную на неделю, то в этом году разница достигла аж пяти недель, что случается один раз в девятнадцать лет. Корни такой неразберихи уходят в первые века христианства, когда в христианской жизни не было единой системы пасхальных расчётов, и в разных странах христиане праздновали свой самый главный праздник в разное время. Решив, что «при совершении столь торжественного Богослужения весьма неприлично оказывать несогласие», святые Отцы Церкви в 315 году на Первом Вселенском соборе постановили «совершать Святую Пасху всем христианам в один день». Разногласия в пасхальном вопросе исчезли, но, увы, не навсегда.

В 1582 году соборное решение 318 епископов было единолично отменено римским папой Григорием XIII, который ввёл новое («григорианское») летоисчисление, изменившее принятый на Вселенском соборе принцип расчёта Пасхи. Возродившаяся при этом неразбериха в пасхальных расчётах действует и поныне. В этом году католики будут отмечать Пасху 23 марта, в то время как у православных этот день лишь конец второй недели Великого поста. Как тут не вспомнить слова равноапостольного царя Константина: «непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества». Впрочем, пиршества среди католической части христианского населения могут быть и не только на Пасху, но во время Великого поста, так как католикам в Великий пост разрешается есть мясо, за исключением пятниц. В пятницу некоторые отказываются и от молока, но в принципе пить молоко не возбраняется, нет единого мнения и в отношении курятины — одни считают птицу мясом, другие нет. Представить такое разнообразие великопостной трапезы православному христианину просто немыслимо, хотя разговоры о чрезмерной строгости Великого поста, устав которого разрабатывался для монахов византийских монастырей, ведутся постоянно. Ещё Михайло Ломоносов в своих записках «О размножении и сохранении российского народа» возмущался неудобным временем поста и его строгостью.

Но, по большому счёту, речь идёт не столько о степени строгости поста, сколько о разумном к нему подходе: кто-то может без проблем питаться исключительно растительной пищей, а кому-то по медицинским показаниям просто жизненно необходимо пить молоко. Послабление в посте — одна из проблем православной жизни. Картина, когда перед началом поста прихожане буквально гоняются за священниками с просьбой это послабление получить, довольно типична. Как правило, священники уклоняются от каких-либо конкретных установок в приёме пищи, но случаи, когда не совсем здоровые люди, исполняя указания не в меру строгого духовника, буквально гробят своё здоровье, к сожалению встречаются. Поэтому нелишне напомнить, как эту проблему решили почти две тысячи лет назад святые апостолы, установив следующее правило: «Если кто… не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, КРОМЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ОТ НЕМОЩИ.., да будет отлучен» (69 апостольское правило). То есть: пост нужно соблюдать строго, но наличие немощей эту строгость умаляет; как говорил апостол Павел: «Всякий поступай по удостоверению своего ума». А это удостоверение ума, как показывает современная практика, может быть весьма разнообразным.

Так, в этом году англиканская церковь накануне Великого поста призвала свою паству в течение 40 дней соблюдать «энергетический пост»: вывернуть в своих домах все ненужные лампочки, через день пользоваться посудомоечной машиной, понизить на градус температуру горячей воды в своих домах. В принципе, несмотря на некоторую экстравагантность толкования великопостного воздержания, в предложении англиканского епископата есть некое рациональное зерно. Говорят же святые отцы, что главное во время поста — в чём-то себя ограничить. Вывернуть лампочки, конечно, проще, а вот отказаться, хотя бы на время, от какой-либо своей дурной закоренелой привычки — гораздо сложнее. Тем не менее известно немало случаев, когда закоренелые курильщики во время Великого поста бросали курить и уже не возвращались к этой привычке никогда. В православной практике накопился немалый опыт помощи желающим избавиться от привычки курения. Об одном из них, наиболее эффективном, мы расскажем в следующем выпуске страницы «Вера. Надежда. Любовь».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать