Сказка с обязательным хеппи-эндом

Сделать свой кукольный театр довольно просто. Кукла делается так: берется мячик, на него кладется девять слоев воды с мукой. Потом все это разрезается пополам, вытаскивается мячик…

Жизнь Натальи Тарасовой — череда невероятных встреч и событий. За годы работы актрисой она сыграла в 150 спектаклях, объехала почти всю страну, играя на сцене и ставя кукольные спектакли.

Родом… с парохода

Родилась Наталья Алексеевна в городе Туруханске Красноярского края, по ее словам, «практически на пароходе». У ее матери начались схватки во время поездки в Заполярье к отцу. Это ей дает повод шутить: «Родину свою я не знаю». Вскоре отец умер, поэтому их взяла к себе под крыло бабушка, работавшая во МХАТе. Детство прошло в атмосфере театральных постановок.

В годы войны 14-летняя Наталья работала на заводе. В 1946 году у нее умерла мать, и они с сестрой остались вдвоем.

В Москве Наталья Алексеевна поступила в театральное училище при ГИТИСе. Там она встретила своего будущего мужа — Анатолия Никитина, ставшего впоследствии известным режиссером. Он учился в самом ГИТИСе и был старше на 12 лет. Из истории их любви получился бы хороший сериал: пять раз они ругались в пух и прах и разъезжались по разным городам, четыре раза мирились и снова жили вместе.

Минск, Горький, Магадан, Хабаровск… Географию нашей страны Наталья узнавала не из учебников: сначала ездила по всей стране как актриса, потом — по новому кругу, но уже с кукольными спектаклями. Все ее помнили. Когда спустя восемь лет приехала с куклами в Москву, то и тут ее уже ждали и были несказанно рады возвращению.

В последний раз поссорившись с мужем, Наталья осталась в Новосибирске с 11-летним сыном.

— Мы с ним хлебнули, конечно, горюшка, — рассказывает она. — Пришлось начинать жить заново. Карьеру свою начала у Семена Иоаниди: была помощником режиссера, завтруппой и актрисой — надо было зарабатывать денежку!

Трудовая книжка у Натальи Алексеевны пестрит профессиями. В Новосибирске она несколько лет посвятила телевидению. Познакомилась с Виктором Кукошем в Доме офицеров. Его увлечение куклами и подтолкнуло Наталью Алексеевну к созданию целой серии кукол.

— Сначала мы ездили со своими кукольными спектаклями вокруг Новосибирска, — вспоминает она. — Потом нас пригласили в Магадан. Из Магадана — на Камчатку. И пошло-поехало! Вскоре послали стажироваться на три месяца к Образцову. У нас было очень много кукол, целая выставка, а вот технологию кукол мы знали плохо. Это был как раз тот период, когда Образцов строил свой театр.

Сейчас Наталье Алексеевне 78. С 1995 года она делает кукольные спектакли для школьников. Сначала в течение двух лет бесплатно устраивала постановки в детском саду, в который ходили ее внучки. Потом ее позвали работать с двоечниками и детьми из неблагополучных семей.

Колобок должен жить

В сказках у талантливой кукольницы всегда хеппи-энд. Колобка никто не ест, а в теремок попадают только те звери, которые себя хорошо ведут.

«Вот смотрите, лежит дед:

— Эй, старик, скорей вставай! Дров на печку собирай!

— Нет, старуха, дай поспать.

— А дрова кто будет собирать?

— Что ты все: собери да собери. Ты мне лучше колобочек испеки.

Из чего же испеку-то? Где достану я муку-то?

— А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби. Горсть-другую наберешь, колобок мне испечешь».

Когда же приходит очередь лисы съесть колобок, дед вскакивает и кричит: «Как возьму сейчас косу тяжелую!» А бабка: «Уходи скорей, лиса! Уходи в свои леса! Колобок наш заберем и домой скорей пойдем! У нас нет ни сына, ни дочки, а ты будешь наш сыночек!» Так кончается эта великолепная сказка.

В первую очередь, считает Наталья Алексеевна, нужно ставить те спектакли, которые учат ребят дружбе, дисциплине, добру и проч.

— Последний спектакль, который мы поставили с ребятами, — «Непослушная Даша», — рассказывает она. — Девочка Даша не хочет жить у бабушки с дедушкой, потому что они заставляют ее убираться. И вот звери ее убеждают в обратном. Или другой пример: допустим, нам надо поставить зимний спектакль на тему экологии. Вот что получилось: мальчишка приходит в лес и хулиганит. И все звери на него ополчаются и говорят, что так нельзя жить.

Сценарий для каждой постановки придумывает сама Наталья Алексеевна. Иногда ей в этом помогают ее близкие.

— Недавно мой сын, по профессии врач, помог мне рассказать детям о правилах дорожного движения. Мы взяли сказку Чуковского «Беспризорник Светофор». Мой сын написал сценарий, и мы поставили пьесу. Из всего, из любой темы можно сделать постановку.

Сделать свой кукольный театр довольно просто. Кукла делается так: берется мячик, на него кладется девять слоев воды с мукой. Потом все это разрезается пополам, вытаскивается мячик. Обтягивается материалом, делается борода и проч.

Звери чаще всего покупаются в магазине и переделываются, чтобы было удобно держать — во-первых, под нужный образ — во-вторых. Однажды, например, из собаки сделали серо-рыжего кота.

Потом шьется одежда, набивается поролон, чтобы была форма. Вставляется палочка — и персонаж начинает мотать головой, разводить руками и т. д.

Самое сложное для ребят — передать через руку сигнал, чтобы кукла в нужное время кивала головой и делала вид, что разговаривает. Нельзя проваливаться за ширму, нельзя, чтобы была видна голая рука — все эти мелочи необходимо знать начинающим кукольникам.

У Натальи Алексеевны три внучки, правнук и правнучка. Все они носят фамилию Тарасовых. И все талантливы. Младшая внучка Катя в пять лет уже умела читать и писать и в пять с половиной отправилась сразу во второй класс гимназии. Сейчас ей 20, она заканчивает медицинский университет. Правнук Сережа в три года уже умеет считать по-английски. А недавно, кстати, всем семейством отмечали 110-летие родной тетки Натальи Алексеевны — известной актрисы Аллы Константиновны Тарасовой. Помните Екатерину I в фильме «Петр Первый»? Это она. Гены дают о себе знать…

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать