О компетентном патриотизме

Раньше учили по истории какие-тособытия, рассказывали про всякие восстания и войны. А теперь будут учить тому, как добыть исторические знания и как применить их в настоящей жизни.

На всех парах идет у нас перестройка образования: ЕГЭ скоро станет обязательным, школы будут профильными, вузы вместо «специалистов» будут выпускать «бакалавров» и «магистров». Одно из важных направлений перестройки — стандарты. До сих пор в стандартах очерчивался объем знаний по тому или иному предмету, теперь стандарты будут переведены в плоскость компетенций. Иначе говоря, теперь будет оцениваться не то, чему учили, а то, как научили пользоваться теми или иными знаниями. Идея замечательная!

Раньше, например, учили по истории какие-то даты, события, рассказывали про всякие восстания и войны. А теперь будут учить тому, как добыть исторические знания и как применить их в настоящей жизни. А иначе зачем они? Раньше учили иностранному языку, скучно повторяя какие-то правила и исключения. А теперь будут учить тому, как применять этот язык на практике (тем более что рекламы на нем едва ли не больше, чем рекламы на русском). Так же с математикой и др.

Интересно вот что — настоящая история учит, скажем, патриотизму. Как будет проверяться компетентность в этой области? Что означает выражение «компетентный патриот», или «человек, компетентный в патриотизме»? Фактически речь идет о некотором знании и умении. Значит, компетентный патриот — это человек, который знает, что такое патриотизм, и умеет его, это знание, применять практически. Умеет патриотствовать. Оставим его в этом замечательном занятии.

Или возьмем компетентность в области русского языка. Забавно, что когда господствовал устарелый подход, т. е. просто учили русскому языку, грамотность была на порядок выше, чем когда стали говорить о компетентности. Предполагается, что школа станет готовить компетентных русскоговорящих и русскопишущих. Это хорошо. Но если ребята не будут читать великую русскую классику, а будут воспринимать ее только через ящик, то никакой компетентностный подход не спасет от поголовной безграмотности. Сейчас практически нет ни одной рекламы в пару строчек, где бы не было грамматических ошибок. Дикторы ухитряются не склонять числительные и говорить, что «не было обещанных сто пятьдесят тысяч человек, а только семь тысяч». И спасет ли компетентностный подход от безграмотности, если быть безграмотным уже не стыдно?

А является ли компетенцией любовь к предмету? Можно ли сказать, что по прохождении курса учащиеся становятся компетентны в любви, скажем, к биологии? И они же приобретают компетентность в вивисекции, потому что это не какое-то абстрактное знание, а конкретное умение, полезное в быту. То же и с другими предметами. Компетентного в своем гражданском достоинстве члена общества будет приготовлять обществознание. Любой предмет будет готовить к практической жизни. Никаких абстрактных, оторванных от реальности знаний!

В общем, идеал видится так: компетентно патриотствующий гражданин, который компетентно русскопишет и компетентно любит компетентность в области всех практикоориентированных дисциплин. Это вдохновляет.

Поделиться:
Копировать