Частник надежды нашей

Частные перевозки на городских маршрутах прочно вошли в наш быт. Убери сегодня с новосибирских улиц так называемых независимых перевозчиков - и город захлебнется в транспортной астме. Да и пассажиру, казалось бы, до глубокой лампочки РАО «ЕЭС», кому отдавать свои кровно заработанные несколько рублей...Хотели как лучше, а вышло как всегда. Отдаем маршрут за маршрутом, и вместо регулярного транспорта получаем неуправляемое стадо: хотим ездить - ездим, захотели отдохнуть - отдыхаем.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Как выразился бы журналист минувшей эпохи, частные перевозки на городских маршрутах прочно вошли в наш быт. Убери сегодня с новосибирских улиц так называемых независимых перевозчиков - и город захлебнется в транспортной астме. Да и пассажиру, казалось бы, до глубокой лампочки РАО «ЕЭС», кому отдавать свои кровно заработанные несколько рублей - муниципальному дяде Коле или немуниципальному дяде Васе: абы только ехать.

Все оно так. Тем не менее медикам известна древняя аксиома: одно и то же лекарство может быть и панацеей, и наркотиком. Тот же морфин в разовых дозах снимает болевой шок и возвращает пациента к жизни, а в ежедневных - убивает того же пациента за считанные месяцы, превращая его в безнадежного наркомана.

Так и с частником на транспорте. Поначалу создается иллюзия избавления от муниципальной головной и прочей боли - нехватки подвижного состава: вроде и деньги не вкладываем, и народ на отсутствие транспорта не жалуется. Затем, по мере того как шустрых и независимых становится все больше и больше, а муниципальные перевозчики под шумок вытесняются с самых выгодных маршрутов, возникает эйфория - дескать, проблема решена сама собой, и на обновление наших ПАТП и депо можно вообще не тратиться, частник вывезет. И мало-помалу нужная на определенном этапе таблетка обретает все более явственное очертание наркотической иглы.

За примерами далеко ходить не надо. Сегодня муниципальные автобусы полностью вытеснены с золотых «барахолочных» линий, а проезд даже на частном кавзике от центра нашей вещевой торговли до метро уже обходится почти вдвое дороже, чем на нормальном коммерческом маршруте такой же протяженности. Кому выгоден такой расклад - можно только догадываться.

Или взять «Газели» с вроде бы невезучим номером 13 - от метро «Красный проспект» на Кропоткинский жилмассив и дальше. Прокатывало эту линию муниципальное ПАТП-5. Потом, когда благодаря активной работе «пятерки» пассажир здесь попер косяком, как селедка в трал, на 13-м коммерческом робко появились первые «частники»: оценить ситуацию. Оценили. Сегодня ни одной муниципальной машины на 13-м не осталось. Как говорил по сему поводу независимый комбинатор Остап Бендер представителю мэрии Кисе Воробьянинову по поводу совместного поиска доходов, «я и один могу справиться с вашим делом».

И все же - какая, казалось бы, разница, какой за рулем извозчик? Для ответа на этот вопрос предлагаю вернуться в первый день нового года.

Итак, первое января, 14.30. Место действия - Академгородок, давно и безраздельно отданный в коммерческом плане частным «Газелям». Мороз - минус 37. Заспанный народ начинает вытягиваться из домов, чтобы навестить друзей с новогодними поздравлениями, и обнаруживает, что транспорта попросту нет. В других районах города нормально трудятся трамваи с троллейбусами, шастают туда-сюда коммерческие пазики, а здесь - ничем не нарушаемая тишина соснового леса.

Жду вместе с другими страдальцами чего-нибудь в сторону улицы Демакова. Основной транспорт туда - «Газель» номер 62, обычно бегающая через 4-5 минут. Народу на скромной остановке «Институт теплофизики» уже человек под 50, кое-кто с детьми, и у всех одна тоска в глазах: как уехать до наступления точки полного замерзания?

Минут через 20 решаю протопать километра полтора пешком по без малого сорокаградусному морозу со встречным ветерком. Дошел-таки, провел инвентаризацию: уши - 2 штуки, пальцы на руках - 10 штук, немуниципальных перевозчиков, как попутных, так и навстречу - 0 штук.

Ну, посидели с приятелями, поздравились - пора и обратно. Время - 18.50. Мороз - тот же. Транспортная ситуация на конечной остановке имени воина-интернационалиста - та же.

Лишь в 19.10 появляется невесть откуда взявшаяся «Газель» номер 1223. Ее штурм напоминал массовый обвал сосулек с крыши: без малого сотня закоченевших до стеклянного состояния горожан билась за 13 мест, этакое ледовое побоище в миниатюре. В тепло рвались даже те, кому, как мне, это направление даром не нужно - лишь бы только вырваться с проклятой точки. Повезло - пока отогреваюсь, беру мини-интервью у водителя.

«62-е? А их сегодня вообще ни одной, празднуют ребята. Пассажиры мерзнут? Ну и что - а кто их заставит работать, если они независимые? Да и на нашем 1223-м сегодня только две машины - моя и Серегина».

Пролетаем остановку за остановкой - всюду толпы заиндевелых новосибирцев. И никто им не в помощь: ни Бог, ни мэр, ни губернатор. Ибо большинство муниципальных автобусов в обслуживающем Академгородок ПАТП-3 давно уже дышат выхлопными трубами на ладан, а господин частник отдыхать изволит - просили не беспокоить-с.

Хотели как лучше, а вышло как всегда. Отдаем маршрут за маршрутом, и вместо регулярного транспорта получаем неуправляемое стадо: хотим ездить - ездим, захотели отдохнуть - отдыхаем.

Кстати, не так давно мэрия получила очередную партию коммерческих пазиков. Сколько из них отдано в Академгородок для создания конкуренции частным любителям новогоднего отдыха - при том, что здесь нет электротранспорта и выручка гарантирована?

Правильно - ноль. Зачем городскому бюджету доходы? Куда проще переживать по поводу их отсутствия.

Поделиться:
Копировать