Если бы не был скрипачом, стал бы шахматистом

Заслуженный деятель искусств России, профессор Захар Брон работал в Новосибирске с 1974 по 1989 год. Его ученики завоевали 128 премий на разных конкурсах, из них больше 60 первых, а Вадим Репин, Максим Венгеров стали звездами мировой величины. Недавно Брон побывал в Новосибирске на Втором международном фестивале скрипичной музыки.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Заслуженный деятель искусств России, профессор Захар Брон работал в Новосибирске с 1974 по 1989 год. Его ученики завоевали 128 премий на разных конкурсах, из них больше 60 первых, а Вадим Репин, Максим Венгеров стали звездами мировой величины. Недавно Брон побывал в Новосибирске на Втором международном фестивале скрипичной музыки, во время которого наш корреспондент встретился с маэстро.

- История моего приезда в Новосибирск носила довольно случайный характер, -- рассказывает Захар Брон. - Заканчивая аспирантуру в Москве, я чувствовал потребность не только играть, но и реализовывать себя как педагог. Тогда в Советском Союзе в центральных городах, в Москве и Ленинграде, внедрить какие-то новые идеи было абсолютно невозможно. И у меня возникла мысль попробовать где-нибудь подальше от Москвы. Новосибирск - это случайно, впрочем, если бы был другой город, то неизвестно: получилось бы то, что получилось? Тут и почва, и окружение... Сейчас все, что я сделал, уже всему миру известно и считается в какой-то мере классикой, а в то время мои подходы к образованию шли вразрез с существующими нормами. Однако в Новосибирске мне доверяли, помогали, поддерживали.

- Семь лет вы живете в Германии и преподаете в Высшей школе музыки. Чем она отличается от нашей консерватории?

- Высшая школа музыки - высшее учебное заведение, куда съезжается талантливая молодежь со всего мира. Естественно, структура образования немножко иная, чем у нас, но цель та же самая. Я работаю одинаково, что в России, что за рубежом.

- Кем Вы себя больше ощущаете - музыкантом или педагогом?

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
 - Я прежде всего музыкант. Но две грани моей деятельности не могут существовать друг без друга. Я знаю, что учитель, который не может убедить ученика своим примером - это не учитель. Точнее, я бы сказал так: не любой исполнитель может стать педагогом, но любой педагог должен уметь исполнять. Мой секрет прост: главное - уметь предвидеть перспективу в ученике и конечный результат нашей совместной работы.

- Музыку каких композиторов вы любите?

- С возрастом вкусы меняются... Тем не менее всю жизнь я был связан с музыкой Брамса, Чайковского и Шостаковича. В последнее время (это, видимо, уже возрастное) я пришел к Баху и Моцарту.

- У вас двое детей. Кто-нибудь пошел по стопам отца?

- Сын у меня виолончелист, занимается в Мадриде у лучшего современного педагога по этому инструменту Шаховской. Тут я только родитель... Но мне кажется, что у него есть определенные дарования, которые он разовьет. Дочь нашла себя в филологии.

- Чем занимаетесь в свободное время?

- Много читаю. В свое время очень увлекался шахматами и был, наверное, довольно классным игроком. В последнее время интересуюсь электроникой, компьютером. Времени мало на совершенствование в этой отрасли, но... люблю.

- Вы с детства мечтали стать музыкантом?

- Осознанно я подходил к своим занятиям музыкой где-то лет с 12-13.

- Какие цели вы ставите перед собой сегодня?

- На этот вопрос конкретно я ответить не могу. Что касается педагогики, то, набирая новых учеников, сталкиваясь с новым дарованием, я всегда возрождаюсь. Меня это убеждает в том, что я еще могу генерировать новые идеи.

Поделиться:
Копировать