«Читайте книжки, тренируйте память, отращивайте душу »
9 октября в школах России прошли необычные праздничные мероприятия «Открытые уроки чтения». Как привлечь детей к чтению книг? Этот вопрос вынесен на обсуждение родителей, педагогов, психологов.
Иногда можно услышать такое мнение: в прежние годы литература была чище, нравственнее, отличалась более яркими художественными достоинствами, чем современные произведения. Отчасти это мнение справедливо: огромное количество низкопробной литературы в последние годы засорило книжные полки (публикация дело легкодоступное нашлись бы спонсоры).
С другой стороны, у нас имеется классика «золотой фонд» советской детской литературы, книги, замечательные по своим художественным достоинствам. Книги, которые можно и нужно читать нашим детям, но Восприятие детской классики на сегодняшний день осложнено тем, что юные читатели мало знакомы с реалиями ушедшего, «советского« мира. Открывая старые книги, дети видят иную страну, иную моду, несколько странный (не привычный для слуха) язык героев. Даже имена у персонажей другие: сегодня далеко не в каждой школе можно найти девочек, которых зовут Лида, Тамара, Зина, Люда (имена, широко популярные во времена Агнии Барто).
В рамках Года русского языка и чтения в России, международного фестиваля
Дискуссии родителей и педагогов на тему дня разворачивались не только в реальном пространстве, но и в сети Интернет. На сайтах, посвященных проблемам чтения, было оживленно и многолюдно папы и мамы делились друг с другом «родительскими открытиями». Писали о том, что дети отказываются брать в руки книгу по техническим причинам: мол, по сравнению с голубым экраном телевизора и монитора все прочие детские занятия и игры оказываются неконкурентоспособными.
И вдруг в общей массе сообщений
«Открытый урок чтения» в школе N 185 (Октябрьский район) начался с экспозиции новинок, поступивших в школьную библиотеку, «Книга ищет читателя». В ходе акции «Я рекомендую» школьники рассказали о любимых литературных произведениях, вложили в книги закладки со своими личными рекомендациями.
Как прошло мероприятие?
«Дети сказали: «СУПЕР!» с воодушевлением рассказывает педагог Валентина Адам. Когда президентский урок закончился, они кричали хором: хотим еще! Особенно всех взволновало обсуждение истории Валентины Чемберджи из «Золотой книги Мнемозины». Это книга про девочку, которая очень переживала по поводу низкой «школьной репутации» и мечтала во что бы то ни стало пережить звездный час. Ребята прослушали историю и попытались «досочинить» финал, а потом сравнили свои варианты развязки сюжета с авторской версией. В итоге у нас завязался очень интересный, серьезный разговор
А еще мы показали отрывки из фильма «Республика ШКИД». И дети, и учителя были поражены, насколько проблемы, поднятые в фильме и книге, созвучны нашим, современным проблемам! Ведь дети «бузили» во все времена. И во все времена существовала проблема невосприимчивости к тому или иному педагогу. Мы думаем, книга Григория Белых и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД« должна быть читаемой, поэтому и обратили на нее внимание».
В школе N 129 (Ленинский район) «Открытый урок чтения» также удался на славу: здесь были устроены костюмированный парад литературных героев, театрализованные представления, КВН.
«Смысл всероссийского урока чтения заключается в том, чтобы дети и взрослые всерьез поговорили о книге, задумались, поделились читательскими впечатлениями, а в итоге взяли книгу в руки и все дружно,
Разумеется, педагоги понимают: дети вовсе не обязаны «глотать» книги в огромном количестве. Ведь главное это не количество, а качество чтения, вдумчивость, внимательность. Не всякая книга полезна, поэтому к чтению следует подходить столь же ответственно и тщательно, как к выбору друзей.
Каких авторов школьники выбирают себе в друзья и собеседники? С этим вопросом организаторы открытых уроков обратились к учащимся школ. Оказалось, малыши читают Александра Волкова (неувядающие сказки про «Волшебника Изумрудного города» и Урфин Джюса), читают Григория Остера и Эдуарда Успенского. Девочки младших и средних классов увлекаются романами Жаклин Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. Старшеклассники в числе любимых авторов назвали Пауло Коэльо, Энн Райс, Николая Гумилева, Марину Цветаеву, Сергея Есенина
Повальный «бум» на Гарри Поттера, кажется, пошел на спад, невзирая на то, что фильмы продолжают выходить, а книги активно издаваться. Подростки читают Михаила Булгакова, Роберта Бернса, хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей.
Специфический термин fanfic, fan fiction, «фанатская литература» совершенно особый жанр. «Фанфик» представляет собой «текст по мотивам» популярной книги, сериала, фильма. Где пролегает грань между фанфиком и пародией, ремейком, приквелом, интермедией, сиквелом? Четкую границу провести невозможно. Помните, как в свое время вполне солидные, взрослые люди зачитывались продолжениями «Унесенных ветром»? Творения Александры Рипли и иже с ней представляют собой не более чем фанфик, поставленный на коммерческую ногу.
Увлечение фильмом или книгой частенько уводит подростка в виртуальный мир туда, где длятся нескончаемые литературные игры с персонажами оригинальных произведений. Тинейджеры читают и перечитывают подобные сочинения «по мотивам». Иногда среди фанатских произведений встречаются вполне профессиональные талантливые вещи, снабженные рекомендациями престижных сайтов Впрочем, литературные игрушки из сети Интернет тема для особого разговора. По словам педагогов, «дети читают электронные книги, и порой это поощряется, однако общение с традиционной настольной книгой гораздо полезнее хотя бы потому, что помогает сохранить полноценное зрение»
Уметь читать это хорошо, а уметь выбрать для чтения хорошую книгу еще лучше. Открытые уроки чтения, располагающие к общению, откровенному разговору, могут сослужить добрую службу и взрослым, и детям. Хочется пожелать только одного: пусть таких праздников, «суперуроков» будет как можно больше.
Ваши дети читают книги?
Тамара Краснобород, 34 года:
Мои дети читают, как миленькие. Правда, изначально их приходится заставлять. У меня два мальчика. Восемь и десять лет. Оба до того упрямые
Бывало, даю им по книге, а они чуть ли не истерики закатывают не хотим читать. «Пнешь» слегка начинают осиливать первые главы. А потом проходит некоторое время, и их уже не оторвешь. Оба сидят и непрерывно читают, иногда даже есть не идут. В школу с собой книги таскают, чтобы на уроках читать. Учителя, с одной стороны, ругаются, как никак нарушение школьной дисциплины
А с другой стороны сейчас стало так мало читающих детей. Так что я своих именно заставляю. Это лучше, чем по телевизору смотреть всякую ерунду.
Иван Глебычев, 41 год, товаровед:
Мой сын только про Гарри Поттера читает. Когда я ему пытаюсь подсунуть русских классиков, отнекивается, скучно ему. Вот ведь поколение пошло! Совершенно не уважают культурное наследие страны. Только и знают, что в ящик смотреть и в компьютер играть. Я своему принципиально не разрешаю к компьютеру подходить. Только в Интернет, если сильно надо. Как бы совместить приятное с полезным? Как сделать так, чтобы он, например, книжки по компьютеру читал?
Ксения Зайкова, ученица
На летних каникулах нам нужно было вести читательский дневник и успеть за лето прочитать сорок книжек. Но мы с папой успели прочитать только двадцать. Больше всего нам понравились «Денискины рассказы» и рассказы Аркадия Гайдара. А еще мне очень понравилось заполнять читательский дневник рисунками. Учительница Эльвира Валерьевна меня похвалила, хотя я прочитала только половину заданных книг.
Ирина Самбурова, 26 лет, менеджер:
У меня нет детей, а вот у моей сестры подрастает дочка. Ей уже четыре годика, и я постоянно читаю ей книжки. Мы прочитали и про Буратино, и все русские сказки. Сейчас постепенно начинаем Мумми Тролля. Только в нем очень уж много текста. Может, ей пока и рановато. А самой любимой книжкой остается книга «Про Хрюкчу, Мурлыку, Шаровара и Воробейку». Не помню, как звали женщину, которая про них написала и из какой она страны, но книга просто отличная. Про дружбу и взаимопомощь. Местами мы с сестрой сами радуемся от души. А племяшка безумно любит всех героев и постоянно их рисует в альбомах.
Александр Лакомов, 45 лет, врач:
С горем пополам пытаюсь заставить сына читать. Только ничего хорошего из этого не получается
Он считает себя взрослым и самостоятельным человеком. Как такого заставишь
Новосибирцев расспрашивала Маня ЧЕРЕШНЕВА